Ассоциативный эксперимент
Цель: Исследование ассоциаций или образовавшихся в прошлом жизненном опыте временных связей, которые воспроизводятся по действием слов – раздражителей и выражаются в речевых реакциях.
Исследование высшей нервной деятельности, в частности, преобладания первой и второй сигнальных систем.
Описание: при исследовании учитываются не только качество (характер ответа), время реакции, но и выразительность мимической, сосудистой и эмоциональной реакции. Во время эксперимента ведется протокол, Приведенные в тексте три варианта слов – раздражителей дают возможность провести исследование повторно, при этом каждый последующий набор слов включает слова, соответствующие более сложным понятиям.
При проведении исследования дается четкая предварительная инструкция, требующая, чтобы на предложенное слово исследуемый отвечал одним каким – либо словом, первым пришедшим на ум в связи со сказанным словом экспериментатора. Не рекомендуется переспрашивать и отвлекаться, а если исследуемый не совсем четко освоил инструкцию, необходимо провести пробное исследование. К избранному набору слов предлагается чистый лист бумаги, разделенный на три колонки: в первой – записывается порядковый номер (он должен соответствовать порядковому номеру слова – раздражителя); во второй – латентный период и ответная реакция исследуемого при первом варианте опыта; в третьей – латентный период и ответная реакция при ином варианте опыта (ответы другими словами на те же слова – раздражители или ответы теми словами, которые он уже отвечал). Латентный период (промежуток времени между словами исследователя и ответной реакцией исследуемого: слово, вопрос, отказ, смех и т. д.) регистрируется с помощью секундомера. Ответы регистрируются по возможности полно. Опыт с тем же набором слов можно повторять.
Можно использовать для исследования набор слов – раздражителей, на которые испытуемый должен назвать слова противоположного значения (текст № 2). Ранее ассоциативный эксперимент применялся при исследовании только в психологических целях (Jung). А.Г. Иванов – Смоленский применил этот метод уже для исследования высшей нервной деятельности.
Инструкция: «Говорите одно слово, но только первое пришедшее Вам на ум, в связи со сказанным мною словом».
Текст № 1 (три варианта):
№ |
1-й вариант |
2-й вариант |
3-й вариант |
1 |
ШКАФ |
ОГОНЬ |
ВЕШАЛКА |
2 |
ГОРОД |
САД |
ПАРТА |
3 |
СВАТ |
СМЕХ |
ТЕАТР |
4 |
ВЕТКА |
ЛЕС |
МОСТ |
5 |
ПЕРО |
КРАСНЫЙ |
ГЛАЗА |
6 |
ВОРОБЕЙ |
ПЛАТЬЕ |
ШКОЛА |
7 |
КРОЛИК |
СЕВЕР |
КОШКА |
8 |
СВЕЧА |
ЛЮБОВЬ |
ДИВАН |
9 |
РАМА |
ВЕЧЕР |
ПЕРО |
10 |
ДОРОГА |
РАДОСТЬ |
УВЕРЕННОСТЬ |
11 |
ПЛАТЬЕ |
СОН |
СОЛИДАРНОСТЬ |
12 |
ЧЕРНИЛА |
ХЛЕБ |
МАССА |
13 |
ТУФЛИ |
ДЕЛО |
ВОСТОРГ |
14 |
КОШКА |
БОЛЕЗНЬ |
ДОРОГА |
15 |
ПОМИДОР |
ТРУД |
НОЖ |
16 |
НИТКА |
БРАТ |
КНИГА |
17 |
ТЕТРАДЬ |
ОБИДА |
ТАБАК |
18 |
СОЛНЦЕ |
ГРОЗА |
ЧАЙНИК |
19 |
ПОДУШКА |
МУЖ |
ЦВЕТОК |
20 |
ДЕНЬ |
ВЕСНА |
ШИРОТА |
21 |
ДОСКА |
СТОЛ |
САМООБМАН |
22 |
УЛИЦА |
ПРОШЛОЕ |
УСТАЛОСТЬ |
23 |
ПИЛА |
ЧЕСТЬ |
СУЩНОСТЬ |
24 |
КАРАНДАШ |
КОСМОС |
ФОРМА |
25 |
СТАКАН |
ЗДОРОВЬЕ |
КОРЗИНА |
Текст № 2:
1 |
высокий |
тупой |
множитель |
2 |
тонкий |
звонкий |
громкий |
3 |
покупать |
грязный |
спокойствие |
4 |
грязный |
исчезновение |
сходство |
5 |
помнить |
чужой |
меньшинство |
6 |
тупой |
низ |
поднимать |
7 |
вредный |
крупный |
беречь |
8 |
чужой |
враг |
разрешать |
9 |
храбрость |
младший |
скупой |
10 |
победа |
отталкивать |
починить |
11 |
мелкий |
высокий |
порицание |
12 |
отталкивать |
внешний |
добродетель |
13 |
внутренний |
твердый |
забывать |
14 |
сомнение |
сухой |
легкое |
15 |
спокойствие |
красивый |
осуждать |
*чаще всего используется только один из трех вариантов
Обработка результатов и их интерпретация:
Латентный период колеблется в пределах от 0,5 до 2 секунд.
Увеличение латентного периода указывает на снижение подвижности возбудительного процесса или преобладание процесса торможения. Заметное удлинение латентного периода к концу исследования свидетельствует о повышенной истощаемости нервных процессов. Увеличение латентного периода в отдельных реакциях может зависеть от особенностей слова-раздражителя (малознакомое, а чаще всего слово, имеющее для исследуемого особое значение и вследствие этого вызывающее выраженную эмоциональную реакцию, касаясь «больного» пункта, что может оказать тормозящее влияние). Многословные реакции указывают на ослабление активного торможения.
По качеству ответов все речевые реакции можно разделить на
1. Низшие, или примитивные, словесные реакции, включающие следующие варианты ответов:
- Ориентировочные (вместо ответа исследуемый задает вопрос: «Огонь» - ответ «где?», «какой?»);
- Отказные («не знаю», «не могу», «не соображаю», «не хочу», «нет» и др.);
- Созвучные (ответ в рифму «коса-коза», «брат», «брать» и т.д.);
- Экстрасигнальные (исследуемый отвечает словом, которое не связано со словом-раздражителем, но в момент исследования предмет или явление обозначаемое этим словом, находилось в сфере восприятия: например, испытуемый слышит шум дождя м в этот момент на слово-раздражитель «жена» отвечает «дождь» или ранее придуманным словом);
- Междометные («ох», «ой», «ах», «ну» и др.);
- Персеверирующие (на два или три, а иногда и более слов-раздражителей исследуемый отвечает одним и тем же словом);
- Эхолалические а) повторение слова-раздражителя («дом» - «дом»);
б) повторение слова-раздражителя с дополнением.
2. Высшие речевые реакции могут быть:
- Общеконкретными, когда ответ содержит качественную характеристику предмета, явления («стол - деревянный», «мяч-упругий») или составлен по контрасту («вверх-вниз»), или по смежности («трамвай-рельсы») или же по какой-нибудь другой конкретной ассоциации;
- Индивидуально-конкретными, когда исследуемый в ответ называет собственное имя («город-Киев») или притяжательное местоимение («брат-наш»);
- Абстрактными, когда в ответ исследуемый называет слово, которое выражает по отношению к слову-раздражителю родовое понятие («соловей-птица», «квас-напиток»).
3. Атактические реакции возникают без какого-либо улавливания смыслового значения или формальной связи со словом-раздражителем. Такие ассоциации соответствуют диссоциированному мышлению и встречаются чаще у психически больных людей, например, шизофрении («еда-ухо», «мать-красить»).
Независимо от качественного характера ответов (низшие, высшие
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.