О некоторых личностных составляющих фасилитационного влияния

Страницы работы

Фрагмент текста работы

    О некоторых личностных составляющих фасилитационного влияния

                 

                                                              психологии   Севастопольского ИПО

В гуманистической, экзистенциальной психологии  (К.Роджерс, А.Маслоу, Р.Мэй, Д.Бюджентал, С.Братченко и многие другие) под фасилитацией понимается  содержание, процесс и результат взаимодействия психолога и клиента, в результате которого происходит  не только устранение (уменьшение) негативных переживаний, вызванных внутриличностным конфликтом, нехваткой, дефицитом чего-либо в актуальном  психическом развитии клиента,  но и способствование личностному росту клиента,  ориентация его на личный выбор, развитие способности к творческой адаптации и самоизменению. Способность осуществить данное  влияние и будет называться способностью к фасилитационному влиянию.

Для осуществления фасилитационного влияния необходимоналичие определенных личностных характеристик психолога. Многие исследователи подчеркивают личностный уровень профессиональной психологической подготовки, на котором на место умений и техник встает «Я» психолога, его когнитивный, поведенческий и экзистенциально-смысловой потенциал. По словам А.Ф.Бондаренко: “ аналіз сучасних публікацій, що так чи інакше  висвітлюють проблематику професійної підготовки психологів-практиків, виявляють, що провідними темами у них виступлять дві рівною мірою взаємопов'язані та взаємозалежні проблеми: етичне і “психотехнічне” [4;137–138] , что легко определяется спецификой деятельности психолога. «То, что является сущностью жизнеизменяющей работы, - атмосфера и глубина общения, уважение и контакт, доверие и сочувствие, точность и тонкость действий, творчество и мужество поиска – все это не может быть обеспечено никакими технологиями и процедурами. Здесь на первый план выходят личностная зрелость и мудрость, богатый жизненный опыт и чувствительность к субъективным аспектам бытия» [6; 139].

В украинской и российской психологии достаточное количество исследований посвящено изучению личности и, в том числе, личности психолога, разработке моделей личности  (Г.С.Абрамова, А.Ф.Бондаренко, И.В.Дубровина, Ю.М.Емельянова, В.Г.Панок, Н.И. Повякель, Н.В.Чепелева и др.), анализу профессионально-значимых качеств психолога (Андрианов Ю.В., Анисимова А.М., Бондаренко А.Ф., Молоканов М.В., Калина Н.Ф., Петровская.Л.А., Сапогова Е.Е., Терлецкая Л.Г., Чепелева Н.В., Яценко Т.С. и др.), проблем его  профессионального становления (Вирна Ж.П., Козьмиренко В.П., Климов С.А., Орбан Л.Е., Трофимов Ю.Л. и др.), подготовке будущих специалистов в высших образовательных учреждениях (Дьяченко М.И., Кандбова Л.А., Киричук А.В., Панок В.Г., Попович И.М., Лушин Л.В., Семиченко В.А., Хомич Г.О.  и др.), изучению влияния личностных особенностей на профессионaльный выбор в психологии [14]. В то же время в доступной нам литературе не удалось обнаружить исследований, направленных на анализ личностных предпосылок способности к фасилитационному влиянию у практических психологов, что обусловило актуальность предпринятой нами попытки изучения данной проблемы.

В данном исследовании мы базируемся на модели личности, включающей в себя три подсистемы – подсистему направленности, инструментальную и управляющую, акцентируясь на содержании этих подсистем относительно  способности к фасилитационному влиянию. При этом мы основывались на модели личности психолога (прежде всего, на совокупности профессионально важных личностных черт и качеств, социально-когнитивных и коммуникативных умений, психофизических свойств психолога, актерских, проективных и организаторских способностей практического психолога, раскрытых в исследованиях Чепелевой Н.В., Повякель Н.И. и др. [15, 22, 23], модели личности эффективного консультанта [11]) и дополняли либо акцентировали ее особенностями личностных качеств психолога, работающего в рамках гуманистической парадигмы (фасилитатора). В результате можно выделить следующее содержание указанных подсистем:

I.  Подсистема направленности

Данная подсистема является источником функционирования личности в социуме, ее влияния на окружение и саму себя, составляет ядро, стержень личности, в наибольшей степени выражает ее сущность. Так, Л.И.Божович писала о том, что целостная структура личности определяется прежде всего ее направленностью [5;160]. Б.Г.Додонов указывал, что все другие компоненты личности так или иначе работают на ее направленность. Данная подсистема дает базу для центральной, смыслообразующей характеристики человека – его способе отношения к другому человеку [10].

В подсистеме направленности можно выделить некоторые ее составляющие и охарактеризовать их с точки зрения личностных предпосылок к фасилитационному влиянию.

            Система ценностных ориентаций – развитая иерархия жизненных ценностей [1,6,12,17- 20], отсутствие противоречий между ценностями индивидуального успеха, счастья и ценностями счастья других людей, уважение прав других людей и их ценностей, развитая система духовных ценностных ориентаций.

            Синергичность, диалогичность и экологичность – позитивная открытость и принятие людей, целостное восприятие мира, понимание взаимосвязи, взаимовлияния людей [9], бережное отношение к любым составляющим познаваемой личности (проблемы)  [18]. “Каждый человек отделен от другого человека, однако непостижимым образом каждый всегда является частью другого”, – так остроумно Бюджентал сформулировал одну из фундаментальних социальных проблем...С этим парадоксом приходится иметь дело каждому человеку, но разные люди на разных этапах своей жизни справляются с ним по-разному” [6, 134]. Так,  Е.Е.Сапогова пишет о том, что «… сама профессиональная психика выражено диалогична, в ней принципиально совместимы разные логики, позволяющие последовательно переступать с одной позиции на другую…» [18, 5].

Динамичность – существование в качестве развивающейся системы, постоянный личностный рост, открытость познанию, креативность. “...суть природы человека – быть в процессе становлення ” [6, 35].

II.Управляющая подсистема

Данную подсистему составляют самосознание, саморегуляция и воля.  Она ответственна за использование инструментальных возможностей

Похожие материалы

Информация о работе