Министерство образования и науки Украины
Севастопольский городской гуманитарный университет
Психолого-педагогический факультет
Кафедра психологии
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛОРОЛЕВЫХ УСТАНОВОК И СТЕРЕОТИПОВ
МУЖЕСТВЕННОСТИ И ЖЕНСТВЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ
Курсовая работа по психологии
студентки 4 курса, гр. ПМ - 4з
Научный руководитель: препода-
ватель кафедры психологии
г. Севастополь, 2005 г.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава - 1. Полоролевые установки и стереотипы мужественности и женственности как психологическая проблема
1.1. Детерминанты различия полоролевых установок и стереотипов мужественности и женственности у мужчин и женщин…………………..7
1.2. Особенности гендерной социализации …………….…………………..…14
1.3. Различия и сходства полов, обусловленные эволюцией и культурой…...25
Глава – 2. Особенности гендерных противоречий в подростковом возрасте
2.1. Особенности подросткового возраста……………………………………….29
2.2. Экспериментальное исследование гендерных установок и стереотипов у мальчиков и девочек подросткового возраста…………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………….40
Литература………………………………………………………………………..42
Приложения………………………………………………………………………44
Введение
Исследование проблемы полоролевых установок и стереотипов мужественности и женственности является прерогативой гендерной психологии, которая в нашей стране переживает период своего становления как относительно новая отрасль научных знаний. Формирование основ гендерной психологии имеет свое начало в 20-х годах ХХ столетия и принадлежит канадским ученым. Отечественная гендерная психология активно начала развиваться только в 90-е годы. Только с изменением социально-политической ситуации в нашей стране исследователи гендерных проблем получили возможность знакомства с зарубежной научной литературой.
Однако, многие отечественные ученые все еще продолжают искать психологические различия между полами, связанные исключительно с биологическим контекстом (что указывает на традиционные взгляды по рассматриваемой проблематике), тогда как фундаментальным положением гендерной теории является представление о том, что различия между полами в основном обусловлены социальными характеристиками, в основе которых лежат гендерные стереотипы и установки.
Ученые-психологи выделяют несколько групп гендерных стереотипов. К первой относятся стереотипы маскулинности-феминности. Вторая группа гендерных стереотипов включает представления о распределении семейных и профессиональных ролей между мужчинами и женщинами. А третья группа определяется спецификой содержания трудовой деятельности.
Негативное воздействие полоролевых стереотипов и установок сказывается на самореализации мужчин и женщин, выступает барьером в развитии индивидуальности, затрудняет семейные отношения. В рассматриваемой ситуации теряется чувство «Я», формируется покорность, зависимость или, наоборот, деспотизм. Подобные самоощущение и самовосприятие не соответствуют идеям самореализации и свободного выбора. Гендерные стереотипы определяют дискриминационные практики взаимодействия между людьми. Дискриминация по признаку пола или сексизм, приводит к снижению самоуважения, возникновению внутриличностных конфликтов, компенсаторных агрессивных стратегий поведения.
Если у подростка не будут сформированы адекватные полоролевые стереотипы поведения и установки, определяющие «Я»- концепцию, то он, по мнению И.С. Кона [19] неизбежно столкнется с трудностями общения со сверстниками как своего, так и противоположного пола. А неверно усвоенные половые роли могут являться причиной депрессивных состояний, неврозов, психотравм, ведут к девиантному поведению, чувству неполноценности и одиночеству. Свобода от подобных стереотипов (а по сути – предрассудков) дает человеку возможность обрести душевное и физическое здоровье и способность жить полной жизнью.
Существующие в обществе гендерные стереотипы оказывают большое влияние на процесс гендерной социализации подростков, во многом определяя его направленность, так как в процессе его формируется самосознание, являющееся стержнем гендерной идентичности. Влияние гендерных стереотипов на поведение субъектов ведет к возникновению внутриличностных и гендерных конфликтов.
Проблемой исследования полоролевых установок и стереотипов занимались как зарубежные (К. Юнг, Ш. Берн, А. Маслоу, Дж Плек, Б.Френсис, К. Хорни и др.), так и отечественные (В.С. Агеев, Д.В. Воронцов, В.Е. Каган, Т.В. Бендас, И.С. Кон, О.А. Воронина, Т.А. Клименкова и др.) ученые. Но, несмотря на то, что в последнее время гендерной проблематике уделяется все больше и больше внимания все же проблема гендерных диспозиций, ролей, стереотипов изучена недостаточно и порождаемые ими внутри и межличностные проблемы продолжают существовать.
Между тем, знания по рассматриваемой проблеме позволяют своевременно отслеживать негативное влияние гендерных стереотипов на формирование личности ребенка, на процесс его социализации и на развития взаимоотношений с представителями как своего, так и другого пола, а также создают благоприятные предпосылки для преодоления неверных гендерных стереотипов, правильной гендерной социализации и формирования конструктивных полоролевых установок. Это и обусловило выбор рассматриваемой темы нашего исследования.
Целью исследования является: выявления типичных полоролевых установок и стереотипов у подростков, связанных с представлением мужественности и женственности.
Объект исследования: гендерные различия в психологии представителей
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.