Влияние СМИ на психику человека

Страницы работы

Содержание работы

Влияние С М И на психику человека

Человек часть природы и его взаимодействие со средой природной и социальной, имеет для него жизненно важное значение. Взаимодействие  организма со средой осуществляется в трех видах:

-  пластическом;

-  энергетическом;

-  информационном.

Информационный, о котором сегодня пойдет речь, играет важнейшую системообразующую роль, реализуя взаимосвязь внутреннего и внешнего пространства, физиологического и психического, осознанного и неосознанного.

В науке известно несколько  подходов к исследованию влияния информации на явления живой природы.

Кстати информационное поле воздействует не только на человека, животных, но и растения.

ПРИМЕРЫ:

1. Исследования в США: комнатный цветок реагировал при нападении  убийцы- актера на хозяина дома;  

2. Когда в семье ссоры или несчастье – в первую очередь погибают цветы и домашние животные (Пр-р : неверной любви, когда юноша поливал цветы в доме у своей любимой. Она предала ему и цветы погибли – так не всегда бывает;).

3. Сон о разбитом горшке и цветение в день рождения.

   Подходы к исследованию влияния СМИ на человека:

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ (ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ИЗУЧЕНИЕ АРХЕТИПОВ ПОВЕДЕНИЯ, СОЦИАЛЬНОГО ФАКТОРА  В ОНТОГЕНЕЗЕ, ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕПРИВАЦИИ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ И ДР.) С его позиций СМИ влияет на социокультурное пространство личности, развивая его, изменяя или деформируя.

СМИ сегодня переполнены низкокультурной информацией, агрессивным содержанием, сценами насилия, убийств. Красивые, духовно богатые славянские языки заменяются суржиком, сленгами, сурогатного содержания.

Это влияет не только человеческую культуру в целом, этику, нравственность, но и на глубинные структуры личности: установки, отношения, ценностные ориентации, приводит к социальной дезадаптации.

    ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ( ИССЛЕДУЕТ ДЕТЕРМИНАЦИЮ КОГНИТИВНЫХ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ, ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ, ИХ ИЗМЕНЕНИЕ).

Наше подсознание как сокровищница генофонда оперирует архетипами, которые формируются сотнями лет, мощное информационное воздействие СМИ на человека деформирует архетипические структуры психики и искажают информационное поле подсознания. Быстрая ломка архетипов под мощным давлением современных мощностей СМИ чревата трудно прогнозированными процессами в перестройке функций коры головного мозга. Раньше смена информационного поля происходила в течение многих десятилетий. Сейчас это происходит мгновенно.

ПРОЦЕССУАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ (ИССЛЕДУЮЩИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН).

Односторонность действия СМИ на  человека, отсутствие обратной связи, усиливает влияние информации человека.

СТРУКТУРНО-УРОВНЕВЫЙ И СТРУКТУРНО-ИНТЕГРАТИВНЫЙ (ИНФОРМАЦ. ОБМЕН РАССМАТРИВАЕТСЯ В ИЕРАРХИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ РЕГУЛЯЦИИ ИНДИВИДА).

Зачастую зрелищную, яркую, необычную информацию подросток, да и взрослый человек воспринимает по мимо контроля сознания. Информация здесь может выступать как словесный мусор, засоряя информационные каналы человека, заставляя работать ночную психику. Подсознание обрабатывает эту информацию как реально происходящую. Это не только отбирает огромное количество энергии человека, но и может воздействовать (внушать, кодировать, зомбировать ) на бессознательном уровне. Человек не всегда способен здесь к саморегуляции, защите. Контроль ослаблен в детском и юношеском возрасте. Лишь к 26 годам заканчивается формирование лобных долей головного мозга человека, отвечающих за контрольную функцию когнитивной системы.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ (ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ НАУЧЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ).

Множество информации разноплановой, противоречивой, манипулятивной, лживой, антинаучной, уводящей человека от реальности в мир иллюзий, абстрагирования и др. Это приводит к когнитивной дезадаптации. личности. Ее научный базис становится шатким, мировоззрение деформированным.

 ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ  (ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН КАК ИММАНЕНТНОЕ СВОЙСТВО ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ)

Сейчас остро стает проблема загрязнения информационной среды. Ее суть в перегрузке человеческого сознания лишней, ненужной информацией и информационной безопасности (абстрактные образы и  символы; темп подачи, мигание, контрастирование цвета и др.)

ПРИМЕРЫ: звездные войны – мультики (агрессия, контрастное мигание). Возбуждающие или перегружающие психику цветовые решения.

Пример влияния цвета (Эргономика, фабрика Иванова, тяж. Грузы).

       ГОМЕОСТАТИЧЕСКИЙ  (ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН С ПОЗИЦИИ ТЕОРИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ)

СМИ увеличивает  значимость случайных, неконтролируемых факторов на социализацию личности, деформацию этой социализации. Эти процессы становятся малоуправляемыми и слабо прогнозируемыми на государственном уровне.

Огромное число каналов и телепередач, содержание которых (а особенно подтекст) практически не контролируется на государственном уровне создают прецинденты для возможного  крупномасштабного  влияния на подсознание масс. С учетом разработки современных технологий психологического влияния (НЛП, саентологические и дианетические техники, эриксоновский гипноз). Мощное воздействие сейчас можно оказывать не через словесную информацию, а через образы, символы, непосредственно воздействуя на подсознательные структуры.

Пример: Кашпировский, Чумак и др. – послепередачи на бесконтрольное подсознание.

           КЛИНИЧЕСКИЙ (РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ  В ПРОЯВЛЕНИИ КОМПЕНСАЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ, ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ).

Информационные образцы как пример для подражания (убийства, насилие, грабежи) – ведет к деформации нравственных, эстетических и этических эталонов. Народ теперь знает, как грабить банки, готовить взрывчатки, как наилучшим способом откручивать голову ближнему и др.

Определенная информация начинает провоцировать антисоциальную деятельность маньяков, людей с акцентуациями, провоцирует людей с пограничными состояниями психики.

ПРИМЕР: Потребности – сублимация (замещение функций, проговаривание, настрой, установка, актуализация потребностей).

Влияние на базовые потребности. В фильмах, статьях значимые виды жизнедеятельности наполнены драмматизмом.

Пример, можно актуализировать сексуальные потребности, или вызвать отвращение к сексуальной деятельности у подростка, создав ему проблему на всю жизнь. 

Трансформация социальных отношений – к старым и больным людям.

Сформировать или закрепить страх, пробудить агрессию и др.

РИЧАРД ХАРРИСОН   ПСИХОЛОГИЯ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ. – СПб.- 2002

Дзятковская Е.Н. и др. Информационное пространство и здоровье школьников.-Новосиб., 2002.

Похожие материалы

Информация о работе