Исследование полоролевых установок и стереотипов мужественности и женственности у подростков

Страницы работы

69 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Министерство образования и науки Украины

Севастопольский городской гуманитарный  университет

Психолого-педагогический факультет

                                                                     Кафедра психологии

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛОРОЛЕВЫХ УСТАНОВОК И СТЕРЕОТИПОВ

МУЖЕСТВЕННОСТИ И ЖЕНСТВЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ

                                                                        Курсовая работа по психологии

                                                                      студентки 4 курса, гр. ПМ - 4з

                                            

                                                                           Научный руководитель: препода-

                                                                  ватель кафедры психологии

                                    

г. Севастополь, 2005 г.

Содержание

      Введение ………………………………………………………………………. 3

      Глава - 1. Полоролевые установки и стереотипы мужественности и женственности как психологическая проблема

1.1.  Детерминанты различия полоролевых установок и стереотипов мужественности и женственности у мужчин и женщин…………………..7

1.2.  Особенности гендерной социализации …………….…………………..…14

1.3.  Различия и сходства полов, обусловленные эволюцией и культурой…...25

 Глава – 2.  Особенности гендерных противоречий в подростковом возрасте

2.1. Особенности подросткового возраста……………………………………….29

2.2. Экспериментальное исследование гендерных установок и стереотипов у мальчиков и девочек подросткового возраста…………………………………..33

  Заключение……………………………………………………………………….40

Литература………………………………………………………………………..42

  Приложения………………………………………………………………………44

Введение

Исследование проблемы полоролевых установок и стереотипов мужественности и женственности является прерогативой гендерной психологии, которая в нашей стране переживает период своего становления как относительно новая отрасль научных знаний. Формирование основ гендерной  психологии  имеет свое начало в 20-х годах ХХ столетия и принадлежит канадским ученым. Отечественная гендерная психология активно начала развиваться только в 90-е годы. Только с изменением социально-политической ситуации в нашей стране исследователи гендерных проблем получили возможность знакомства с зарубежной научной литературой.

Однако, многие отечественные ученые все еще продолжают искать психологические различия  между полами, связанные исключительно с биологическим контекстом (что указывает на традиционные взгляды по рассматриваемой проблематике), тогда как фундаментальным положением гендерной теории является представление о том, что различия между полами в основном обусловлены социальными характеристиками, в основе которых лежат гендерные стереотипы и установки.

Ученые-психологи выделяют несколько групп гендерных стереотипов. К первой относятся стереотипы маскулинности-феминности. Вторая группа гендерных стереотипов включает представления о распределении семейных и профессиональных ролей между мужчинами и женщинами. А третья группа определяется спецификой содержания трудовой деятельности.

Негативное воздействие полоролевых стереотипов и установок сказывается на самореализации мужчин и женщин, выступает барьером в развитии индивидуальности, затрудняет семейные отношения. В рассматриваемой ситуации теряется чувство «Я», формируется покорность, зависимость или, наоборот, деспотизм.  Подобные самоощущение и самовосприятие не соответствуют идеям самореализации и свободного выбора. Гендерные стереотипы определяют дискриминационные практики взаимодействия между людьми. Дискриминация по признаку пола или сексизм, приводит к снижению самоуважения, возникновению внутриличностных конфликтов, компенсаторных агрессивных стратегий поведения.

Если у подростка не будут сформированы адекватные полоролевые стереотипы поведения и установки, определяющие «Я»- концепцию, то он, по мнению И.С. Кона [19] неизбежно столкнется с трудностями общения со сверстниками как своего, так и противоположного пола. А неверно усвоенные половые роли могут являться причиной депрессивных состояний, неврозов,  психотравм, ведут к девиантному поведению, чувству неполноценности и одиночеству. Свобода от подобных стереотипов (а по сути – предрассудков) дает человеку возможность обрести душевное и физическое здоровье и способность жить полной жизнью.

Существующие в обществе гендерные стереотипы оказывают большое влияние на процесс гендерной социализации подростков, во многом определяя его направленность, так как в процессе его формируется самосознание, являющееся стержнем гендерной идентичности. Влияние гендерных стереотипов на поведение субъектов ведет к возникновению внутриличностных и гендерных конфликтов.

Проблемой исследования полоролевых установок и стереотипов занимались как  зарубежные (К. Юнг, Ш. Берн, А. Маслоу, Дж Плек, Б.Френсис, К. Хорни и др.), так и отечественные  (В.С. Агеев,  Д.В. Воронцов, В.Е. Каган, Т.В. Бендас,  И.С. Кон,  О.А. Воронина,  Т.А. Клименкова и др.) ученые.   Но, несмотря на то, что в последнее время гендерной проблематике уделяется все больше и больше внимания все же проблема гендерных диспозиций, ролей, стереотипов изучена недостаточно и порождаемые ими внутри и межличностные проблемы продолжают существовать.

Между тем, знания по рассматриваемой проблеме позволяют своевременно отслеживать негативное влияние гендерных стереотипов на формирование личности ребенка, на процесс его социализации и на развития взаимоотношений с представителями как своего, так и другого пола, а также создают благоприятные предпосылки для  преодоления неверных гендерных стереотипов, правильной гендерной социализации и формирования конструктивных полоролевых установок. Это и обусловило выбор рассматриваемой  темы нашего исследования.

Целью исследования является: выявления типичных полоролевых установок и стереотипов у подростков, связанных с представлением мужественности и женственности.

Объект исследования: гендерные различия в психологии представителей

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Курсовые работы
Размер файла:
241 Kb
Скачали:
0