ВВЕДЕНИЕ
Школа является важнейшим социальным институтом, она отражает состояние и тенденции развития общества. Идущие изменения в системе образования требуют адекватного ответа на поставленные задачи на новом этапе исторического развития страны. В условиях обновления общеобразовательной школы и представляется возможным разработать и апробировать методики формирования произвольного внимания.
Школа должна помочь в создании благоприятных условий и возможностей для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности. Объектом для изучения должен стать процесс формирования интереса к школьному обучению.
А для этого нужно сформировать произвольное внимание у старших дошкольников и младших школьников.
Цель работы состоит в том, чтобы разработать и апробировать методики формирования произвольного внимания.
В настоящее время именно школа является самым важным социальным институтом, которая отражает состояние и тенденции развития общества и влияет на него. "В свою очередь, изменения в системе общественных отношений активно воздействуют на образование. Система образования должна быть приведена в соответствие с потребностями развития Украины на рубеже веков и в ближайшие 2-3 десятилетия XXI века" (Проект).
Сейчас переход на 12-летнее образование становится необходимым, так как он должен стать перегрузки в школе.
Тема работы: "Разработка приемов формирования произвольного внимания у старших дошкольников и младших школьников".
Цель исследования: разработать и апробировать в практике школьного обучения учебно-игровые методики формирования произвольного внимания.
Объект исследования: процесс формирования произвольного внимания у старших дошкольников и младших школьников.
Предмет исследования: графические методы (приемы) формирования произвольного внимания.
Гипотеза исследования: эмоционально-окрашенное, увлека-тельное формирование навыков произвольного внимания возможно осуществлять и в условиях традиционно организованной учебной работы, если будут использованы учебно-игровые методики.
ГЛАВА I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Особенности психики младшего школьника
Подготовка детей к школьному обучению предполагает прежде всего повышению уровня общего развития детей: укрепление здоровья, стимулирование работоспособности, совершенствование мышления, познавательных интересов, воспитание определенных качеств личности, формирование элементов учебной деятельности (принятие общих задач, осознание способов решения, умение планировать и контролировать свои действия, работать в соответствии с указаниями взрослого, в общем ритме и т.п.).
Прежде всего, педагогу необходимо помнить, что 6-му ребенку независимо от того, где он обучается – в детском саду или в школе, все еще присущее особенности интеллектуального развития и поведения характерные для дошкольного периода жизни. Сохранились такие детские качества как: наивность, легкомыслие, взгляд на взрослого снизу вверх. Он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.
Внимание, по мнению А.В. Петровского характеризует динамику протекания, психических процессов.
Исходя из этого, он выделяет следующие характерные особенности внимания:
непроизвольное;
произвольное;
послепроизвольное.
Непроизвольное внимание – наиболее простой вид внимания, свойственно не только человеку, но и животным.
Можно выделить следующие причины вызывающие непроизвольное внимание.
Внешние:
Особенности самого раздражителя, его поведения.
Соответствие внешних раздражителей потребностям личности.
Чувства, связанные с восприятием объекта или выполняемой деятельностью; занимательность, увлекательность.
Внутренние:
Влияние прежнего опыта.
Ожидание определенных впечатлений.
Общая направленность личности, ее интересы.
Произвольное внимание, так же как и непроизвольное, тесно связано с чувствами, прежним опытом, интересами личности. Однако влияние этих моментов сказывается опосредованно.
Таким образом, произвольное внимание социально по своей природе и опосредованно по своей структуре.
В контексте темы работы мне бы хотелось более подробно описать
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.