Особенности мотивационной сферы личности, связанной с половой (гендерной) принадлежностью

Страницы работы

17 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Министерство образования и науки Украины

Севастопольский городской гуманитарный университет

Психолого-педагогический факультет

                                                                                                    Кафедра психологии

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ,

СВЯЗАННОЙ С ПОЛОВОЙ (ГЕНДЕРНОЙ) ПРИНАДЛЕЖНОСТЬЮ

Студентки  гр ПМ- 61 з

Научный  руководитель  доцент кафедры         психологии 

Севастополь, 2005

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы психологии гендерных особенностей и противоречий

1.1.  П гендера в психологии……………………………………………….

1.2.  Гендер и пол как интегральные составляющие различий между полами (Психологические особенности гендерных групп)…………………………

1.3.  Особенности гендерной социализации………………………………………

1.4.  Своеобразие мотивационной сферы мужчины и женщины……………….

Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей мотивационной сферы  субъектов различной половой принадлежности

1.  Описание контингента испытуемых и методик исследования …………………

2.  Анализ результатов экспериментального исследования…………………………

3.  Рекомендации по учету особенностей гендерных  мотивационных детерминант в психоконсультировании ………………………………………….

Заключение……………………………………………………………………………..

Литература …………………………………………………………………………….

ВВЕДЕНИЕ

За последнее десятилетие в нашей стране в самых различных областях научного знания все большее внимание стали уделять гендерной проблематике. Зарубежных ученых, особенно канадских и европейских, эта проблема активно исследуется более полувека.

Сам термин «гендер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом, сексуальностью, но возникают во взаимодействии с другими  людьми. «Гендер», по мнению Д.В. Воронцова, - это характеристика, с помощью которой обобщаются существующие в обыденном сознании определения понятий «мужчина» и «женщина» [17, С. 49]. Гендерные различия, или, гендерная асимметрия, вполне объективно выражает состояние культурного развития общества и личности, характер культурного образования человека.

Гендер как понятие существует как бы параллельно с понятием «пола», но не идентично ему.  Но если пол не изменяется в пространстве и во времени, то гендер – сущность, которая изменяется в социокультурной среде во времени (смена историко-культурных эпох) и в пространстве (зависит от географического расположения государства). Поэтому понятие «гендер» является неотъемлемой частью таких понятий как культурные, социально-экономические и политические отношения.

О. Вейнингер в своих исследованиях указывает, что гендерное ролевое поведение следует отличать от полоролевого поведение, так как первое обусловлено исторически сложившимися стереотипами представлений о правах, обязанностях и ролевых функциях мужчины и женщины, а второе различием половых функций ( мужчины и женщины, отца и матери и др.) [14, С. 88].

Современная концепция гендера означает, что иногда необходимо различное отношение к мужчинам и к женщинам для достижения тождественности результатов с точки зрения условий жизни или для компенсации дискриминации в прошлом.  Например, гендерное равенство или равноправие предполагает, что и мужчины и женщины должны иметь одинаковые условия для реализации  всех прав человека, возможность вносить свой вклад в национальное, политическое, социальное развитие и пользоваться результатами данной деятельности.

В настоящее время во многих странах гендерной проблематике уделяется все больше внимания. Правительства этих стран (Канада, Колумбия,Англия, Швейцария, Нидерланды, Япония, Корея, Люксембург  и др.) осознают и отдают себе отчет в том, что в сфере образования продолжают существовать предубеждения, несущие в себе гендерные аспекты, которые отражаются в учебниках и образовательных программах, а также в отношении учителя к ученикам. Ученые, психологи, социальные работники этих стран разрабатывают и реализуют программы и проекты, направленные на преодоление гендерных ролевых стереотипов в семейных отношениях, которые существенно осложняют семейные отношения и являются причиной частых разводов.

В Украине, России и некоторых других странах СНГ ученые также пришли к пониманию того, что исследование гендерной проблематики является чрезвычайно важным  и необходимым шагом на пути построения подлинно демократического общества. Особую актуальность приобрела проблема исследования особенностей мотивационной сферы личности, связанной с половой принадлежностью.Отечественные ученые ищут ответы на вопросы:

* что  лежит в основе своеобразия тех или иных позиций, отношений, поведения представителей разных полов в различных сферах жизнедеятельности: в политике, в образовательном процессе, в быту, на производстве и др. ?

* какие мотивационные детерминанты влияют на различное отношение к мальчикам и девочкам в школе, к работникам и работницам на производстве ?

* с каих лет необходимо формировать гендерную культуру у детей и в какой мере она должна отличаться  у мальчиков и девочек?

Понятие  «гендер» присутствует в содержании многих учебных предметов таких наук, как философия, конфликтология, сексология, дифференциальная психология, семейное консультирование, педагогика, социальная антропология и других. Гендерной проблематике посвящены труды  таких зарубежных ученых, как: Ш. Берн [9], О. Вейнингер [14],  К. Хорни [41], З. Фрейд [40], К. Юнг [43].

Из отечественных психолого данная проблематика рассматривалась в трудах А.Г. Асмолова, И.Н. Авдеевой [2],  К.А. Альбухановой-Славской [3], Г.А. Балла [10],, Л.И. Божович [11], С.С. Бубновой [13]. Непосредственно особенности мотивационной сферы личности, связанной

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Курсовые работы
Размер файла:
93 Kb
Скачали:
0