отличие от человека вход у машин ограничен схемой системы регулирования. Машина «видит» и «слышит» лишь те сигналы, которые только ей и адресованы, принимает их лишь в той форме, которая была определена конструктом. Ко всем другим сигналам машина «слепа» и «глуха». Человек может с максимальной выгодой использовать избыточность информации. Он способен объединить отдельные сигналы в целостную структуру, что позволяет находить наиболее экономные способы ее приема и переработки. Способы приема информации машины ограничены, так же как и возможность использовать избыточность информации.
выступая в роли исполнителя командной информации, человек также характеризуется большой пластичностью. Пользуясь одним и темже двигательным аппаратом, он в состоянии выполнять самые разнообразные действия. При внешнем сопоставлении человека и машины, включенных в систему управления, мы можем отметить, что человек являлся универсальным и наиболее пластичным звеном.
Заключение
Проведенный нами анализ научной литературы по исследуемой теме, позволил выявить следующие психологические особенности распределения функций в современных системах «человек-техника»:
1. Значительное увеличение числа технологических операций в единицу времени на современном производстве детерминировал рост числа ошибок, нарушений, аварий по причине действия так называемого «человеческого фактора». Это обусловило передачу значительного числа операционных функций от человека к машине.
2. Даже самая совершенная компьютерная техника не обладает функциями интуитивного сознания и пока не способна к выполнению функций, связанных с принятием на себя нестандартных решений, не заданных ей человеком, а также решений, обусловленных потребностью принятия на себя ответственности. В этой связи человек оставил за собой выполнение координирующей функции в управлении АСУ и функции принятия на себя ответственности за результаты деятельности.
3. Человек плохо переносит однообразный, монотонный характер труда. Такой труд провоцирует дистрессовые состояния, ведет к эмоциональному выгоранию, снижает производительность, увеличивает число случайных ошибок. Зато данную функцию успешно выполняет машина, четко работающая в заданном режиме.
4. Распределение функций в современных системах «человек-техника» во многом зависит от условий труда, уровня развития самой техники, серийности производства и его унифицированности, динамичности смены производственных технологий, важности человеческого фактора и его доли в единой производственной системы. Поэтому однозначное распределение функций между человеком и техникой установить невозможно. При этом важно учитывать и бурный рост развития самой техники и технологии: плазменных и лазерных технологий, биофункциональных машин, технологий искусственного разума и др.
В распределении функций между человеком и машиной в технологических и производственных процессах роль играют не только экономический, технологический и организационный фактор. Большое значение здесь играет фактор психологический. Человек, как гибкая динамическая система, стремиться к творческому труду. Однообразие технологических, организационных и даже управленческих функций приводит к накоплению утомления, увеличению вероятности ошибочных действий, эмоциональному выгоранию.
Вот почему, разрабатывая новые технологические системы, компьютерную технику изобретатели и конструкторы стремятся передать ряд контрольных, управленческих и других функций «умным машинам». Ученые В.Ф. Венда [2], В.А. Бодров [1], М.А. Котик [9] и другие писали о том, что человек отдает предпочтение не только интеллектуальному труду, но для него также важным является то, чтобы его содержание, процесс, направления были разнообразны.
Рассмотрим факторы, влияющие на смену приоритетов в распределении функций между человеком и машиной в современном производстве.
Первым фактором является интеллектуализация труда. Под интеллектуализацией труда следует понимать процесс повышения удельного веса умственных операций во всех видах производственной деятельности. Интеллектуализация способствует своеобразному слиянию функций физического и умственного труда, возникновению новых профессий и специализаций, что расширяет возможность для самореализации людей самых различных наклонностей, типов, ориентаций и др.
Массовая интеллектуализация трудовых процессов существенно повышает значение образовательного уровня в жизни и духовном облике современного человека. Повышение общеобразовательной подготовки, в свою очередь, неизбежно ведет к возрастанию жизненных притязаний личности, в том числе касающихся и функционального содержания труда в рамках конкретной профессии.
В автоматизированном производстве основная нагрузка приходится
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.