МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Методы исследования – это пути, способы познания объективной реальности.
Каждая наука с помощью методов добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные. В области естественных наук (физика, химия…) исследователь может многократно повторять эксперимент, создавая неизменные условия и получить, т.о., однозначное заключение. Педагог- исследователь лишен такой возможности, т.к. при повторном исследовании прежние условия никогда не удается соблюсти, следовательно, в педагогике «чистый» эксперимент невозможен, поэтому выводы педагоги формируют корректно и осторожно, понимая относительность условий.
Кроме того, в педагогическом исследовании участвуют люди разного возраста и, следовательно, педагогическое исследование должно быть спланировано и проведено так, чтобы не нанести ни малейшего вреда здоровью и развитию испытуемых. Эксперименты, противоречащие нравственным и этическим нормам, запрещены. Для получения объективных выводов необходимо неоднократно увеличить число наблюдений, в этом случае недостатки отдельных исследований сглаживаются за счет массовости.
Педагог (учитель, воспитатель) может работать успешно, если ведет исследование, изучает детей, их особенности и способности, пытается проконтролировать эффективность используемых им педагогических приемов и методов. Любой воспитатель должен владеть основными методами педагогического исследования. Все многообразие методов можно разделить на 3 группы:
1. Методы изучения педагогического опыта – это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. Изучается как передовой педагогический опыт, т.е. опыт лучших учителей, так и рядовых педагогов. При изучении педагогического опыта примеряются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, тестирование, изучение детских работ (продуктов детского творчества), изучение педагогической документации, эксперимент.
Наблюдение – специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Наблюдение проводится в соответствии с поставленными задачами и по заранее намеченному плану. По ходу наблюдения ведутся записи (протоколы) наблюдений и полученные данные обязательно обрабатываются.
Различают наблюдение включенное, т.е. когда исследователь становится членом наблюдаемой группы, и невключенное, т.е. «со стороны», открытое и скрытое, сплошное и выборочное.
Это наиболее распространенный и доступный метод изучения педагогической практики, но имеет свои недостатки, т.к. на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности исследователя (его интересы, установки, психические состояния), поэтому наблюдения чаще используются на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами.
Беседа – самостоятельный или дополнительный метод исследования, помогающий проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков. Беседа ведется по заранее намеченному плану, в свободной форме без записывания ответов (записывать ответы можно только с согласия собеседника). Искусству беседы надо учиться (обсуждать интересующие вопросы в различных ракурсах, варьировать вопросы, использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах), чтоб повысить надежность результатов.
Интервью – разновидность беседы, привнесенная в педагогику их социологии. При интервью исследователь строго придерживается продуманных вопросов и записывает все ответы.
Анкетирование – метод массового сбора информации с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкета, дают письменные ответы на вопросы.
При проведении анкетирования делается вступление о цели вопроса и гарантируется анонимность.
Тестирование - целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях. В ДОУ широко применяются диагностические тесты для определения уровней развития каких-либо умений и навыков детей
Изучение детских работ (продуктов детского творчества) - изучение рисунков, поделок, ведения рабочих тетрадей, словесного творчества. Детские работы могут представить сведения об индивидуальности ребенка, о достигнутом уровне развития умений и навыков.
Изучение педагогической документации – изучение личных
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.