РОЛЬ И МЕСТО ПЕДАГОГА В ВЕК ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Литература: Литература: Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика», М., Академия, 2000, с. 18-27.
Подласый П.И. «Педагогика», М, Владос, 2002, с.261.
Профессия педагога – одна из древнейших и почетных в истории человечества. Изначально «педагогом» называли раба в Древней Греции, сопровождавшего ребенка своего господина в школу и обратно домой, следившего за его поведением и охранявшего его от возможных опасностей. В настоящее время слово «педагог» утратило свое первоначальной значение и, педагогами называют профессиональных воспитателей учителей преподавателей.
Современное общество предъявляет повышенные требования к педагогу любого образовательного учреждения, в т.ч. и ДОУ. Родители воспитанников д/с хотят, чтоб педагог изучал индивидуальные особенности детей и соответственно стоил процесс воспитания, чтоб обеспечивал подготовку детей к обучению в школе. Каким же требованиям должен соответствовать современный педагог?
Профессиограммой воспитателя (это научно обоснованные требования к профессиональным качествам личности педагога) предусмотрено, что педагог, в первую очередь, должен обладать обще гражданскими качествами, такими как: высокими моральными качествами, высокой гражданской ответственностью, духовностью, интеллигентностью, принимать активное участие в общественной жизни.
Педагог должен обладать педагогическим мастерством, что подразумевает педагогическую компетентность, а именно воспитатель должен владеть специальными ЗУНами, т.е. специальными званиями по психологии, педагогике, методикам обучения детей;
Воспитатель должен владеть следующими педагогическими умениями:
- гностическими умениями – умение изучать ребенка, его индивидуальность, коллектив детей, опыт работы других воспитателей,
- конструктивными умениями – умение проектировать педагогический процесс,
- коммуникативными – умение устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми, родителями, коллегами,
- организаторскими – умение организовать свою деятельность, коллектива детей, родителей, коллег,
- специальными педагогическими умениями – умение петь, танцевать, выразительно читать стихи, шить, вязать, мастерить игрушки, показывать кукольный театр и пр.
Воспитатель должен обладать следующими личностными качествами:
-педагогическим тактом - умение держать себя, соблюдая правила приличия,
- педагогической зоркостью – предвидеть перспективы в становлении личности ребенка, детского коллектива,
- педагогическим оптимизмом – вера в силы, возможности каждого ребенка,
- толерантностью – терпимое отношение к людям, способность принимать уникальность любой личности,
- эмпатией – понимание внутреннего мира ребенка,
-педагогической рефлексией – самоанализ, оценка результатов,
- эмоциональной устойчивостью – поведение уравновешенное, без взрывов, всплесков,
- креативностью – способность к творчеству, творческому воображению,
-душевной щедростью, чуткостью, сердечностью – отношение к детям по-матерински,
- справедливостью,
- работоспособностью,
- выносливостью и пр.
Воспитатель должен владеть педагогической техникой: владение голосом, мимикой, пантомимикой (жесты, движения тела).
Ядром профессиональной направленности является любовь к детям.
Все выше перечисленные качества необходимы педагогу для грамотного осуществления педагогических функций в ДОУ:
- создание педагогических условий для успешного воспитания детей,
- обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья детей,
- осуществления воспитательно-образовательной работы детьми,
- участие в педагогическом просвещении родителей,
- самообразование.
Утверждение К.Д.Ушинского о том, что «Педагог живет до тех пор, пока учится» в современных условия приобрело особое значение, т.к. сама жизнь поставила проблему непрерывного образования. Профессиональное самообразование – это сознательная работа педагога, направленная на повышение педагогической профессиональной компетентности и развитие свойств личности. Процесс самообразования и самовоспитания начинается тогда, когда педагог осознает потребности изменить себя, усовршенствовать свои качества (это определение противоречий между «Я – реальным» и «Я – идеальным»), педагог ставит цель, составляет программу деятельности и реализует е через разные формы: получение дополнительного образования, чтение специальной литературы, посещение выставок, участие в научных конференциях и пр., используя при этом приемы самовоспитания: самоубеждение (я смогу), самообязательство, самоконтроль, самовнушение и пр. Самообразование направлено на развитие собственной личности, на рост профессионального мастерства.
Т.о., современное общество предъявляет очень высокие требования к педагогу и чтоб им соответствовать, педагог должен постоянно работать над собой, заниматься самообразование и самовоспитание, т.к. только самосовершенствование приведет к успеху. Недаром К.Д.Ушинский отмечал: «В воспитании все основывается на личности воспитателя».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.