Роль и место педагога в век информационного общества. Профессиограммой воспитателя. Требования к профессиональным качествам личности педагога

Страницы работы

Содержание работы

РОЛЬ И МЕСТО ПЕДАГОГА В ВЕК ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Литература: Литература: Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика», М., Академия, 2000, с. 18-27.

Подласый П.И. «Педагогика», М, Владос, 2002, с.261.

Профессия педагога – одна из древнейших и почетных в истории человечества. Изначально «педагогом» называли раба в Древней Греции, сопровождавшего ребенка своего господина в школу и обратно домой, следившего за его поведением  и охранявшего его от возможных опасностей. В настоящее  время слово «педагог» утратило свое первоначальной значение и, педагогами называют профессиональных воспитателей учителей преподавателей.

Современное общество предъявляет повышенные требования к педагогу любого образовательного учреждения, в т.ч. и ДОУ. Родители воспитанников д/с  хотят, чтоб педагог изучал индивидуальные особенности детей и соответственно стоил процесс воспитания, чтоб обеспечивал подготовку детей к обучению в школе. Каким же требованиям должен соответствовать современный педагог?

Профессиограммой  воспитателя  (это научно обоснованные требования к профессиональным качествам личности педагога) предусмотрено, что педагог, в первую очередь, должен обладать обще гражданскими качествами, такими как: высокими  моральными качествами, высокой гражданской ответственностью, духовностью, интеллигентностью, принимать активное участие в общественной жизни.

Педагог должен обладать педагогическим мастерством, что подразумевает педагогическую компетентность, а именно воспитатель  должен владеть специальными ЗУНами,  т.е. специальными званиями по психологии, педагогике, методикам обучения детей;

Воспитатель должен владеть следующими  педагогическими  умениями:

- гностическими умениями – умение изучать ребенка, его индивидуальность, коллектив детей, опыт работы других воспитателей,

- конструктивными умениями – умение проектировать педагогический процесс,

- коммуникативными – умение устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми, родителями, коллегами,

- организаторскими – умение организовать свою деятельность, коллектива детей, родителей, коллег,

специальными педагогическими умениями – умение петь, танцевать, выразительно читать стихи, шить, вязать, мастерить игрушки, показывать кукольный театр и пр.

Воспитатель должен обладать следующими личностными качествами:

-педагогическим тактом  - умение держать себя, соблюдая правила приличия,

- педагогической зоркостью – предвидеть перспективы в становлении личности ребенка, детского коллектива,

- педагогическим оптимизмом – вера в силы, возможности каждого ребенка,

- толерантностью – терпимое отношение к людям, способность принимать уникальность любой личности,

- эмпатией – понимание внутреннего мира ребенка,

-педагогической рефлексией – самоанализ, оценка результатов,

- эмоциональной устойчивостью – поведение уравновешенное, без взрывов, всплесков,

- креативностью – способность к творчеству, творческому воображению,

-душевной щедростью, чуткостью, сердечностью – отношение к детям по-матерински,

- справедливостью,

- работоспособностью,

- выносливостью  и пр.

Воспитатель должен владеть педагогической техникой: владение голосом, мимикой, пантомимикой (жесты, движения тела).

Ядром профессиональной направленности является любовь к детям.

Все выше перечисленные качества необходимы педагогу для грамотного осуществления педагогических функций в ДОУ:

- создание педагогических условий для успешного воспитания детей,

- обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья детей,

- осуществления воспитательно-образовательной работы  детьми,

- участие в педагогическом просвещении родителей,

- самообразование.

Утверждение К.Д.Ушинского о том, что «Педагог живет до тех пор, пока учится» в современных условия приобрело особое значение, т.к. сама жизнь поставила проблему непрерывного образования. Профессиональное самообразование – это сознательная работа педагога, направленная  на повышение педагогической профессиональной компетентности и развитие свойств личности. Процесс самообразования и самовоспитания начинается тогда, когда педагог осознает потребности изменить себя, усовршенствовать свои качества (это определение противоречий между «Я – реальным» и «Я – идеальным»), педагог ставит цель, составляет программу деятельности и реализует е через разные формы: получение дополнительного образования, чтение специальной литературы, посещение выставок, участие в научных конференциях и пр., используя при этом приемы самовоспитания: самоубеждение (я смогу),  самообязательство, самоконтроль, самовнушение и пр. Самообразование направлено на развитие собственной личности, на рост профессионального мастерства.

Т.о., современное общество предъявляет очень высокие требования к педагогу и чтоб им соответствовать, педагог должен постоянно работать над собой, заниматься самообразование и самовоспитание, т.к. только самосовершенствование приведет к успеху.  Недаром К.Д.Ушинский отмечал: «В воспитании все основывается на личности воспитателя».

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Домашние задания
Размер файла:
33 Kb
Скачали:
0