ОСНОВЫ ТИФЛОПСИХОЛОГИИ
Классификация
слепые (незрячие) слабовидящие ослепшие
Причины зрительных патологий
врожденные приобретенные
* повреждения плода * следствие заболевания органов зрения
* заболевания матери * нейроинфекции
* наследственность * осложнения после общих заболеваний
* травмы мозга или глаз
Психическое развитие
познавательные процессы деятельность
внимание - бедность практического опыта
- снижен объем и устойчивость - слабое развитие предметной моторики
+ закономерности развития - игровая деятельность примитивна
восприятие (манипуляции, простые действия), но
- у слепых: сенсорная депривация высокий уровень словесных действий
- у слабовидящих: зрительное восприятие - затруднения в самообслуживании замедленно, нечеткое, неясное, узкое моторика
- слух и осязание сохранны - недоразвитие акта хватания, походки
память - нарушение дифференцированности
- больший, чем у зрячих, объем движений
- зрительная память слабая
- слуховая и осязательная высокая эмоционально-волевая сфера
речь - ограничено восприятие выразитель-
- нарушен темп развития ных средств (взгляд, жест, мимика)
- «формализм» (большой запас слов, - понижен фон настроения не связанных с конкретным содержанием) - аутизация
мышление общение
- преобладает абстрактное мышление - социальные контакты ограничены
- затруднено пространственное - замкнутость
- при н/о – опора на реальный - недоразвитие форм общения на предмет или его часть ранних этапах
личность
- осознание своей несостоятельности неправильное
- астенические черты воспитание
- явления ипохондричности (гиперопека)
- невротические свойства личности
- инфантилизм
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.