САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование по учебной дисциплине
ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Раздел 1. Предмет коррекционной (специальной) педагогики и коррекционной (специальной) психологии
Современные проблемы специального (коррекционного) образования. Характеристика состояния здоровья детей дошкольного возраста. Увеличение контингента детей с проблемами в развитии психофизических и высших функций психики, пограничном состоянии риска в развитии. Интеграция психологических, педагогических, медицинских и др. научных знаний о проблемах в развитии и пути решения задач воспитания и обучения детей аномального развития и детей группы риска, имеющих умственно сохранные психофизиологические и высшие психические функции, оказания им необходимой психолого-педагогической помощи.
Специальная психология как наука о закономерностях психического развития аномальных детей. Предмет коррекционной (специальной) психологии:объект, предмет,цель и задачи специальной психологии. Понятийный аппарат коррекционной (специальной) психологии.
История развития коррекционной (специальной) психологии как науки.
Специальная педагогика как составная часть педагогики, ее место в системе педагогического знания. Основные термины и категории специальной педагогики, их происхождение, значение, трактовка в медицине, педагогике и других областях науки. Предмет коррекционной (специальной) педагогики: объект, предмет,цель и задачи.
Основные этапы истории коррекционной педагогики и специального (коррекционного) образования.
► Конспектирование понятий из словарей справочников: коррекционная (специальная) психология, коррекционная (специальная) педагогика, сохранное, нарушенное, отклоняющееся, аномальное развитие, пограничное состояние риска, адаптация, дезадаптация, абилитация, реабилитация, коррекция, компенсация, декомпенсация, интеграция, дефект, депривация, девиация.
Форма отчетности: словарь.
► Изучениетемы «История развития коррекционной (специальной) психологии как науки».
Форма отчетности: конспект.
► Анализ научных подходов к предмету, объекту, задачам, направлениям развития коррекционной (специальной) педагогики в историческом аспекте.
Форма отчетности: таблица
Таблица № 1
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ
СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Периоды эволюции |
Западная Европа |
Россия |
1. От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов |
8 в. до н.э.- 12 в. н.э. - законы Ликурга - христианское вероучение - светские приюты, больницы, убежища |
10 в. – начало 18 в. - христианство - монастырские приюты - указы Петра Первого - влияние западного опыта |
2. От осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей; от приютов через опыт индивидуального обучения к первым специальным учебным заведениям |
12 – 18 в. - «потепление климата» - гражд. Реабилитация - светская благотвор-ть - попытки индивид. Обучения детей с сенсорными нарушениями - первые школы |
начало 18 в.- начало 19 в. - опытное училище для 12 глухонемых - школа для слепых Гаюи - церковная благотворительность ослабевает - не осознана роль специального образования |
3. |
|
|
4. |
|
|
5. |
|
|
Раздел 2. Особенности психофизического развития ребенка
Понятие о развитии в специальной психологии. Аномальное развитие, характер его протекания. Л.С. Выготский о развитии человека (психология и поведение), источники и детерминанты которого лежат в исторически развившейся культуре, в ситуации социального взаимодействия ребенка с другими людьми.
Причины развития детских аномалий. Врожденные: наследственные факторы, вредные воздействия на плод в период беременности (интоксикация, в том числе и алкогольная, внутриутробная инфекция, травма и др.) Пренатальная патология.
Приобретенные аномалии, их возникновение как следствие разных вредных влияний на организм ребенка при его рождении и в последующие периоды развития (механические повреждения плода, природовая асфиксия, родовая травма, инфекционные заболевания – менингит, полиомиелит, корь, грипп и др.) Натальная, постнатальная патология. Перинатальная патология. ПЭП.
Биологические факторы, определяющие возможности развития аномальных детей: характер дефекта, выраженность, время приобретения дефекта, состояние здоровья ребенка, индивидуальные особенности ребенка, характер его высшей нервной деятельности.
Социальные факторы: воздействие социальной среды (макросреды, мезосреды
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.