Предмет коррекционной (специальной) педагогики и коррекционной (специальной) психологии. Анализ научных подходов к предмету, объекту, задачам, направлениям развития коррекционной (специальной) педагогики в историческом аспекте

Страницы работы

Фрагмент текста работы

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование по учебной дисциплине

 ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННОЙ  ПЕДАГОГИКИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Раздел 1. Предмет коррекционной (специальной) педагогики и коррекционной (специальной) психологии

Современные проблемы специального (коррекционного) образования. Характеристика состояния здоровья детей дошкольного возраста. Увеличение контингента детей с проблемами в развитии психофизических и высших функций психики, пограничном состоянии риска в развитии.    Интеграция психологических, педагогических, медицинских и др. научных знаний о проблемах в развитии и пути решения задач воспитания и обучения детей аномального развития и детей группы риска, имеющих умственно сохранные психофизиологические и высшие психические функции, оказания им необходимой психолого-педагогической помощи.

Специальная психология как наука о закономерностях психического развития аномальных детей. Предмет коррекционной (специальной) психологии:объект, предмет,цель и задачи  специальной психологии. Понятийный аппарат коррекционной (специальной) психологии.

История развития коррекционной (специальной) психологии как науки.

Специальная педагогика как составная часть педагогики, ее место в системе педагогического знания. Основные  термины и категории  специальной педагогики, их происхождение, значение, трактовка в медицине, педагогике и других областях науки.     Предмет коррекционной (специальной) педагогики: объект, предмет,цель и задачи.

Основные этапы истории коррекционной педагогики и специального (коррекционного) образования.

► Конспектирование понятий из словарей справочников: коррекционная (специальная) психология, коррекционная (специальная) педагогика, сохранное, нарушенное, отклоняющееся, аномальное развитие, пограничное состояние риска, адаптация, дезадаптация,  абилитация, реабилитация, коррекция, компенсация, декомпенсация, интеграция, дефект, депривация, девиация.

Форма отчетности: словарь.

►   Изучениетемы «История развития коррекционной (специальной) психологии как науки».

        Форма отчетности: конспект.

Анализ научных подходов к предмету, объекту, задачам, направлениям развития коррекционной (специальной) педагогики в историческом аспекте.

       Форма отчетности: таблица

Таблица № 1

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ

СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Периоды эволюции

Западная Европа

Россия

1.     От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов

8 в. до н.э.- 12 в. н.э.

- законы Ликурга

- христианское вероучение

- светские приюты, больницы, убежища

10 в. – начало 18 в.

- христианство

- монастырские приюты

- указы Петра Первого

- влияние западного опыта

2. От осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей;

от приютов через опыт индивидуального обучения к первым специальным учебным заведениям

12 – 18 в.

- «потепление климата»

- гражд. Реабилитация

- светская благотвор-ть

- попытки индивид. Обучения детей с сенсорными нарушениями

- первые школы

начало 18 в.- начало 19 в.

- опытное училище для 12 глухонемых

- школа для слепых Гаюи

- церковная благотворительность ослабевает

- не осознана роль специального образования

3.

4.

5.

 Раздел 2.   Особенности психофизического развития ребенка

Понятие о развитии в специальной психологии. Аномальное развитие, характер его протекания. Л.С. Выготский о развитии человека (психология и поведение), источники и детерминанты которого лежат в исторически развившейся культуре, в ситуации социального взаимодействия ребенка с другими людьми.

Причины развития детских аномалий. Врожденные: наследственные факторы, вредные воздействия на плод в период беременности (интоксикация, в том числе и алкогольная, внутриутробная инфекция, травма и др.) Пренатальная патология.

Приобретенные аномалии, их возникновение как следствие разных вредных влияний на организм ребенка при его рождении и в последующие периоды развития (механические повреждения плода, природовая асфиксия, родовая травма, инфекционные заболевания – менингит, полиомиелит, корь, грипп и др.) Натальная, постнатальная патология. Перинатальная патология. ПЭП.

Биологические факторы, определяющие возможности развития аномальных детей: характер дефекта, выраженность, время приобретения дефекта, состояние здоровья ребенка, индивидуальные особенности ребенка, характер его высшей нервной деятельности.

Социальные факторы: воздействие социальной среды (макросреды, мезосреды

Похожие материалы

Информация о работе