Симптомы психических расстройств. Нарушение мышления. Общие расстройства мышления. Расстройства темпа мыслительных операций

Страницы работы

Содержание работы

НАРУШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ

            Мышление – процесс установления новых существенных свойств, связей и отношений, не данных в первичном акте восприятия объекта или ситуации. Такой процесс может идти путем манипулирования предметами (конкретно-действенное мышление), образами и представлениями (наглядно-образное мышление) или знаками, символами, обозначающими и замещающими конкретные предметы, их свойства или отношения (абстрактно-логическое мышление).

Общие расстройства мышления

1.  Расстройства темпа мыслительных операций:

а) ускорение темпа мышления – ускорена речь, движения стремительные, порывистые, легко возникают ассоциации по смежности, по созвучию; действия сохраняют продуктивность;

б) скачка идей – человек, не заканчивая одной мысли, переходит к другой, которую тоже не успевает довести до завершения, начинает третью и т.д.; продуктивность деятельности снижена;

в) вихрь идей – такое сильное ускорение мышления больного, что перевести мысль в устную речь он не успевает; человек испытывает чувство ужаса, отчаяния; продуктивность действий невозможна;

г) замедление скорости протекания речемыслительных процессов – увеличиваются паузы между словами и фразами, замедляется темп речи и движений; ответы на вопросы односложные и после длительных пауз, хотя смысл происходящего оценивается верно.

2. Расстройства целенаправленности речемыслительных операций:

а) резонерство – больной многословно, нередко в пафосно-риторической манере говорит на неактуальную в данное время и в данном месте тему; часто не располагает достаточным количеством знаний для подобных рассуждений; пустое «рассуждательство» по любому поводу;

б) вязкое или обстоятельное мышление – избыточная детализация, в процессе рассуждений больной актуализирует обилие ненужных, несущественных деталей, которые отклоняют его от главной мысли;

в) патологическая символика – рассогласование между общепризнанным значением слов и символов и тем индивидуальным смыслом, который вкладывает в них больной; неологизмы – больные создают слова либо из элементов других слов, либо полностью придумывая звукосочетания и вкладывая в них свой индивидуальный смысл, недоступный для окружающих без расшифровки.

3. Структурные расстройства мышления:

а) обрыв мыслей – внезапная непроизвольная остановка течения мысли с субъективным чувством забывания того, о чем человек только что думал и говорил;

б) персеверация – непроизвольные повторения отдельных слов, слогов; вербигерация – перестановки слогов внутри слов;

в) ментизм – насильственное, интенсивное наслаивание мыслей одна на другую; больному трудно думать, так как одновременно в поле его внимания оказывается несколько разных по содержанию мыслей и вычленить какую-либо одну невозможно; г) разорванность мышления и речи – расстройство логических связей между мыслями при сохранности формальных языковых закономерностей высказываний; «словесный салат»;

д) бессвязное мышление – разрыв не только логических, но и грамматических связей между фразами и словами.

«Локальные» нарушения мышления

1. Сверхценные идеи – мысли, которые глубоко связаны с личностными интересами больного и с ситуацией, в которой он находится; существуют длительное время и не имеют предела насыщения, ощущения полной завершенности (идеи ревности, вынашивание планов мести, коллекционирование).

2. Навязчивые мысли – неадекватные действительности мысли, нелепость которых больной понимает и с которыми он борется, пытаясь от них избавиться и не реализовывать  в своем поведении; однако невыполнение действий, соответствующих навязчивым мыслям, сопровождается мучительным чувством эмоционального напряжения, дискомфорта и тревоги:

- простые: навязчивый счет, переступание трещин в асфальте, щелей на полу и т.д. (с д/в);

- сложные - навязчивое мудрствование: что произойдет, когда погаснет солнце (подростковый возраст).

3. Насильственные (компульсивные) мысли – возникают внезапно, являются непреодолимыми; с ними больные не борются, а немедленно реализуют их в действиях: что-то схватить, кинуть, сломать, вскочить, побежать, ударить ( с 2-3 лет).

4. Бредовые идеи – не соответствующие действительности ложные суждения и умозаключения, нелепости которых больной не понимает; контрдоводы окружающих людей, как и реальные факты, не могут разрушить его бред: бред отношения, преследования, ущерба, величия (с 10-12 лет; у дошкольников – бредоподобное фантазирование).

Похожие материалы

Информация о работе