Генетика как наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственные заболевания

Страницы работы

Фрагмент текста работы

 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

специальности 050710 Специальное дошкольное образование по учебной дисциплине

Медико-биологические основы обучения и воспитания детей

с ограниченными возможностями здоровья

Введение    

Клинические основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии.  Необходимость знания медицинских основ педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Раздел 1. Основы генетики – 22ч

   Тема 1.1 Генетика как наука о закономерностях наследственности и изменчивости – 10ч

Генетика как наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Задачи генетики теоретические и практические. Генетические понятия и термины. Связь генетики с биологическими, психолого-педагогическими, социальными науками науками.

Хромосомная теория наследственности. Методы изучения генетики человека: генеалогический, близнецовый, популяционно-статистический,  цитогенетический, иммуногенетический. Скрещивание моногибридное, анализирующее, дигибридное. Генетика пола. Изменчивость организмов (ненаследственная, наследственная). Виды мутаций.

Составление структурно-логических схем «Связь генетики с биологическими, психолого-педагогическими, социальными  науками», «Виды скрещивания», «Методы изучения генетики».

      Форма отчетности: схемы

Конспектирование понятий из словарей-справочников: генетические понятия и термины: наследственность, изменчивость, признак, аллельные гены, доминантный признак., рецессивный, скрещивание, крисс-кросс, ген, генотип, фенотип, генетика пола, мутации.

Форма отчетности: словарь.

Тема 1.2 Наследственные заболевания – 12ч

Генные болезни. Моногенные: фенилкетонурия, галактоземия, гипотериоз, гемофилия, дальтонизм, полидактилия, синдром Марфана.

Болезни с наследственной предрасположенностью. Полигенные: ревматизм, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, бронхиальная астма, мигрень, язвенная болезнь, эпилепсия

Хромосомные болезни. Трисомия, синдром Патау, болезнь Дауна, синдром Клайнфельтера, синдром Шерешевского-Тернера, синдром «кошачьего крика», синдром Эдвардса, синдром ХУУ, синдром Ангельмана, синдром Робена, синдром оборотня, Вилльямса синдром, Робинова синдром.

Составление структурно-логических схем «Наследственные заболевания: моногенные, полигенные, хромосомные».

    Форма отчетности: схемы

Составление терминологического словаря по теме.

    Форма отчетности: словарь.

Составление аннотированного каталога по генетике.

     Форма отчетности: аннотированный каталог.

Составление таблицы «Наследственные заболевания»: вид мутации, причины, симптомы, направления профилактики, психолого-педагогической помощи.

     Форма отчетности: таблица.     

Таблица № 1

Наследственные заболевания

заболевание

причины

симптомы

диагностика

коррекция

С-м Дауна

наличие третьей хромосомы в 21 паре

характерный внешн. вид (монголоизм), искривл. мизинец, поперечная складка на ладони, короткие конечности, микроцефалия, пороки сердца, нарушение координации, УО

медико-генетическая консультация, биохимическое обследование

медикаментозное лечение, общеукреп-ляющая терапия, формирование навыков самообслуживания, развитие ВПФ, речи, общение с детьми, занятия со специал-ми

С-м …

         Раздел 2. Общее учение о здоровье и болезнях – 8 ч

 Тема 2.1 Основы общей патологии – 8 ч

Понятие «общее здоровье», основные критерии общего здоровья. Понятие «норма» в медицине и психологии. Подходы к разграничению здоровья и болезни. Степени состояния здоровья.

Понятие «болезнь». Внешние и внутренние факторы болезней человека. Этиология и патогенез заболеваний. Причины и условия возникновения болезней человека. Роль конституции и наследственности в патологии.

Общая характеристика типовых патологических процессов. Стадии и исходы болезней.

Анализ научных подходов  к разграничению здоровья и болезни.

    Форма отчетности: тезисы.

Составление структурно-логических схем «Этиология нарушений психофизического развития», «Условия возникновения и развития болезни».

    Форма отчетности: схемы.

Составление терминологического словаря по теме.

    Форма отчетности: словарь.

Анализ выписок из медицинских карт детей: определение симптомов, причин, условий возникновения, стадий болезней.

   Форма отчетности: анализ результатов диагностики.

               Раздел 3. Основы детской невропатологии – 44ч

Тема 3.1 Неврология – 10ч

Невропатология как наука. Задачи, разделы  детской невропатологии. Предмет детской невропатологии.Значение курса невропатологии для специальной педагогики и специальной психологии. Связь детской невропатологии с другими науками.

История развития детской невропатологии. Сведения о врачах древности. Значение работ Гиппократа, Ибн-Сины. Описание клинических проявлений некоторых заболеваний (эпилепсии), методы их диагностики и лечения. Развитие невропатологии в 19-20 веках. Теоретические и методологические основы невропатологии. Связь с успехами медико-биологических и физиологических наук. Развитие детской невропатологии. Значение работ В.К. Рот, В.А. Муратова, С.С. Корсакова, Г.И. Россолимо и др. для детской невропатологии.

Эволюция нервной системы. Филогенез и онтогенез нервной системы. Общие принципы строения нервной системы. Основные этапы развития нервной системы.  Возбудимость и проводимость нервной клетки. Формирование ганглия и его значение. Развитие первых анализаторов и усложнение их на разных этапах филогенеза под влиянием внешней среды. Развитие нервной системы у позвоночных. Особенности созревания головного мозгаОнтогенез нервной системы. Развитие нервной системы на зародышевом уровне, в первой и второй половине беременности. Развитие мозга ребенка после рождения.

Составление структурно-логической схемы «Связь детской невропатологии с медицинскими и психолого-педагогическими науками».

    Форма отчетности: схема.

Анализ научных подходов к изучению проблем невропатологии в историческом аспекте.

     Форма отчетности: таблица.     

Таблица № 2

История детской невропатологии

Период

Темы  исследований

Ученые-исследователи

Глубокая древность

·  параличи

·  нарушения чувствительности

·  темперамент

Гиппократ, Гален

8-12 века

·  взаимосвязь физического и псих-го

·  зрительное восприятие

·  судорожные припадки, эпилепсия

·  обмороки

·  головные боли, мигрень

Ибн-Сина (Авиценна)

Рази

Ибн-аль-Хайсам (Альгазен)

Ибн-Рошд (Аверроэс)

Средние века

18 век

19 век

20 век

Современный этап

Конспектирование понятий из словарей-справочников: неврология, невропатология, дефектология, перинатальная, геридитарная неврология, отоневрология, офтальмоневрология, педагогическая неврология, нейрофизиология.

Форма отчетности: словарь.

Тема 3.2 Нейрофизиология – 12ч

Высшая  нервная деятельность. Теория функциональных систем. Высшие корковые функции. Основные физиологические процессы в нервной системе. Учение Декарта о «рефлексе». Работа И.М. Сеченова «О рефлексах головного мозга. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы». Работы  И.П. Павлова об условных и безусловных рефлексах. Основные процессы в коре головного мозга: возбуждение, торможение, иррадиация, концентрация и взаимная индукция. Характеристика нервных процессов: сила, подвижность, уравновешенность

Похожие материалы

Информация о работе