САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
специальности 050710 Специальное дошкольное образование по учебной дисциплине
Медико-биологические основы обучения и воспитания детей
с ограниченными возможностями здоровья
Введение
Клинические основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Необходимость знания медицинских основ педагогам дошкольных образовательных учреждений.
Раздел 1. Основы генетики – 22ч
Тема 1.1 Генетика как наука о закономерностях наследственности и изменчивости – 10ч
Генетика как наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Задачи генетики теоретические и практические. Генетические понятия и термины. Связь генетики с биологическими, психолого-педагогическими, социальными науками науками.
Хромосомная теория наследственности. Методы изучения генетики человека: генеалогический, близнецовый, популяционно-статистический, цитогенетический, иммуногенетический. Скрещивание моногибридное, анализирующее, дигибридное. Генетика пола. Изменчивость организмов (ненаследственная, наследственная). Виды мутаций.
► Составление структурно-логических схем «Связь генетики с биологическими, психолого-педагогическими, социальными науками», «Виды скрещивания», «Методы изучения генетики».
Форма отчетности: схемы
► Конспектирование понятий из словарей-справочников: генетические понятия и термины: наследственность, изменчивость, признак, аллельные гены, доминантный признак., рецессивный, скрещивание, крисс-кросс, ген, генотип, фенотип, генетика пола, мутации.
Форма отчетности: словарь.
Тема 1.2 Наследственные заболевания – 12ч
Генные болезни. Моногенные: фенилкетонурия, галактоземия, гипотериоз, гемофилия, дальтонизм, полидактилия, синдром Марфана.
Болезни с наследственной предрасположенностью. Полигенные: ревматизм, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, бронхиальная астма, мигрень, язвенная болезнь, эпилепсия
Хромосомные болезни. Трисомия, синдром Патау, болезнь Дауна, синдром Клайнфельтера, синдром Шерешевского-Тернера, синдром «кошачьего крика», синдром Эдвардса, синдром ХУУ, синдром Ангельмана, синдром Робена, синдром оборотня, Вилльямса синдром, Робинова синдром.
► Составление структурно-логических схем «Наследственные заболевания: моногенные, полигенные, хромосомные».
Форма отчетности: схемы
► Составление терминологического словаря по теме.
Форма отчетности: словарь.
► Составление аннотированного каталога по генетике.
Форма отчетности: аннотированный каталог.
► Составление таблицы «Наследственные заболевания»: вид мутации, причины, симптомы, направления профилактики, психолого-педагогической помощи.
Форма отчетности: таблица.
Таблица № 1
Наследственные заболевания
заболевание |
причины |
симптомы |
диагностика |
коррекция |
С-м Дауна |
наличие третьей хромосомы в 21 паре |
характерный внешн. вид (монголоизм), искривл. мизинец, поперечная складка на ладони, короткие конечности, микроцефалия, пороки сердца, нарушение координации, УО |
медико-генетическая консультация, биохимическое обследование |
медикаментозное лечение, общеукреп-ляющая терапия, формирование навыков самообслуживания, развитие ВПФ, речи, общение с детьми, занятия со специал-ми |
С-м … |
Раздел 2. Общее учение о здоровье и болезнях – 8 ч
Тема 2.1 Основы общей патологии – 8 ч
Понятие «общее здоровье», основные критерии общего здоровья. Понятие «норма» в медицине и психологии. Подходы к разграничению здоровья и болезни. Степени состояния здоровья.
Понятие «болезнь». Внешние и внутренние факторы болезней человека. Этиология и патогенез заболеваний. Причины и условия возникновения болезней человека. Роль конституции и наследственности в патологии.
Общая характеристика типовых патологических процессов. Стадии и исходы болезней.
► Анализ научных подходов к разграничению здоровья и болезни.
Форма отчетности: тезисы.
► Составление структурно-логических схем «Этиология нарушений психофизического развития», «Условия возникновения и развития болезни».
Форма отчетности: схемы.
► Составление терминологического словаря по теме.
Форма отчетности: словарь.
► Анализ выписок из медицинских карт детей: определение симптомов, причин, условий возникновения, стадий болезней.
Форма отчетности: анализ результатов диагностики.
Раздел 3. Основы детской невропатологии – 44ч
Тема 3.1 Неврология – 10ч
Невропатология как наука. Задачи, разделы детской невропатологии. Предмет детской невропатологии.Значение курса невропатологии для специальной педагогики и специальной психологии. Связь детской невропатологии с другими науками.
История развития детской невропатологии. Сведения о врачах древности. Значение работ Гиппократа, Ибн-Сины. Описание клинических проявлений некоторых заболеваний (эпилепсии), методы их диагностики и лечения. Развитие невропатологии в 19-20 веках. Теоретические и методологические основы невропатологии. Связь с успехами медико-биологических и физиологических наук. Развитие детской невропатологии. Значение работ В.К. Рот, В.А. Муратова, С.С. Корсакова, Г.И. Россолимо и др. для детской невропатологии.
Эволюция нервной системы. Филогенез и онтогенез нервной системы. Общие принципы строения нервной системы. Основные этапы развития нервной системы. Возбудимость и проводимость нервной клетки. Формирование ганглия и его значение. Развитие первых анализаторов и усложнение их на разных этапах филогенеза под влиянием внешней среды. Развитие нервной системы у позвоночных. Особенности созревания головного мозга. Онтогенез нервной системы. Развитие нервной системы на зародышевом уровне, в первой и второй половине беременности. Развитие мозга ребенка после рождения.
► Составление структурно-логической схемы «Связь детской невропатологии с медицинскими и психолого-педагогическими науками».
Форма отчетности: схема.
► Анализ научных подходов к изучению проблем невропатологии в историческом аспекте.
Форма отчетности: таблица.
Таблица № 2
История детской невропатологии
Период |
Темы исследований |
Ученые-исследователи |
Глубокая древность |
· параличи · нарушения чувствительности · темперамент |
Гиппократ, Гален |
8-12 века |
· взаимосвязь физического и псих-го · зрительное восприятие · судорожные припадки, эпилепсия · обмороки · головные боли, мигрень |
Ибн-Сина (Авиценна) Рази Ибн-аль-Хайсам (Альгазен) Ибн-Рошд (Аверроэс) |
Средние века |
||
18 век |
||
19 век |
||
20 век |
||
Современный этап |
► Конспектирование понятий из словарей-справочников: неврология, невропатология, дефектология, перинатальная, геридитарная неврология, отоневрология, офтальмоневрология, педагогическая неврология, нейрофизиология.
Форма отчетности: словарь.
Тема 3.2 Нейрофизиология – 12ч
Высшая нервная деятельность. Теория функциональных систем. Высшие корковые функции. Основные физиологические процессы в нервной системе. Учение Декарта о «рефлексе». Работа И.М. Сеченова «О рефлексах головного мозга. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы». Работы И.П. Павлова об условных и безусловных рефлексах. Основные процессы в коре головного мозга: возбуждение, торможение, иррадиация, концентрация и взаимная индукция. Характеристика нервных процессов: сила, подвижность, уравновешенность
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.