Рассмотрены на заседании ПЦК Преподаватель психолого-педагогических дисциплин
Протокол №___ от ____________ 2014 г. Группы 11сд, 12сд Специальность 050710
Председатель ПЦК Специальное дошкольное образование
________________
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
Раздел 1. Основы генетики
Тема 1.1 Генетика как наука
Теоретические вопросы:
1. Генетика как наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
2. Задачи генетики теоретические и практические.
3. Основные термины и понятия генетики. Методы генетики.
4. Генетика пола. Изменчивость организмов.
5. Генетика человека. Методы генетики человека.
Тема 1.2 Наследственные заболевания
Теоретические вопросы:
6. Этиология и патогенез наследственных болезней.
7. Виды мутаций: генные, хромосомные, геномные.
8. Диагностика наследственных заболеваний.
9. Лечение и профилактика наследственных болезней.
Практические задания:
10. Решение практических ситуаций: определить наследственное заболевание, вид мутации, назвать причины, симптомы, указать направления профилактики, психолого-педагогической помощи.
Раздел 2. Общее учение о здоровье и болезнях
Тема 2.1 Основы общей патологии
Теоретические вопросы:
11. Внешние и внутренние факторы болезней человека.
12. Причины и условия возникновения болезней человека.
13. Роль конституции и наследственности в патологии.
14. Общая характеристика типовых патологических процессов. Стадии и исходы болезней человека.
Практические задания:
15. Анализ выписок из медицинских карт детей: определение симптомов, причин, условий возникновения, стадий болезней.
Раздел 3. Основы детской невропатологии
Тема 3.1 Неврология
Теоретические вопросы:
16. Невропатология как наука. Задачи, разделы детской невропатологии.
17. История развития детской психоневрологии.
18. Эволюция нервной системы. Филогенез и онтогенез нервной системы.
Тема 3.2 Нейрофизиология
Теоретические вопросы:
19. Высшая нервная деятельность. Теория функциональных систем. Высшие корковые функции.
20. Взаимосвязь невропатологии и дефектологии. Нейрофизиологические основы механизмов обучения.
21. Критические периоды развития. Развитие нервно-психических функций в условиях патологии.
Тема 3.3 Болезни нервной системы
Теоретические вопросы:
22. Болезни нервной системы у детей. Органические и функциональные расстройства.
23. Понятие о симптоме и синдроме. Основные неврологические синдромы.
24. Врожденные заболевания с поражением нервной системы. Дизэмбриогенез.
25. Детский церебральный паралич. Причины возникновения. Синдромы двигательных, речевых, сенсорных, нарушений высших корковых функций.
26. Гидроцефалия и микроцефалия. Причины, клинические проявления, психические изменения. Возможности обучения и воспитания.
27. Черепно-мозговые травмы. Причины, виды, степени выраженности. Последствия ЧМТ.
28. Инфекционные заболевания нервной системы. Инфекции и нейроинфекции. Менингит, энцефалит, полиомиелит. Причины возникновения, клинические проявления.
29. Минимальная мозговая дисфункция. Причины, механизмы развития, признаки ММД. Возрастной аспект. Медико-педагогическая коррекция.
30. Принципы диагностики заболеваний нервной системы у детей. Методы исследований ЦНС.
31. Реабилитация и пропедевтика заболеваний нервной системы у детей.
Практические задания:
32. Проанализировать НПР у ребенка (по описанию), определить ведущие симптомы и синдромы.
33. Проанализировать результаты диагностического обследования ребенка с отклонениями нервно-психического развития (НПР), определить педагогический прогноз.
34. Проанализировать выписки из медицинских карт обследования, выявить особенности НПР; оценить методы исследования ЦНС, рекомендации специалистов по проведению медико-педагогической коррекции и реабилитации.
35. Подобрать основные направления реабилитационной и коррекционно-педагогической работы с учетом неврологического заболевания.
36. Сформулировать рекомендации родителям по предупреждению НПР у детей.
Раздел 4. Основы детской психопатологии
Тема 4.1 Психопатология как наука
Теоретические вопросы:
37. Психофизиологические основы детской психопатологии.
38. Общие возрастные закономерности психических заболеваний у детей и подростков.
39. Этиология и патогенез психических заболеваний.
Практические задания:
40. Определить биологические и социальные причины возникновения НПР в конкретной ситуации.
Тема 4.2 Психические расстройства у детей
Теоретические вопросы:
41. Симптомы и синдромы психических расстройств в детском возрасте.
42. Психические расстройства при соматических заболеваниях и эндокринных нарушениях.
43. Психические расстройства при общих и нейроинфекциях в детском возрасте.
44. Психические расстройства при интоксикациях нервной системы у детей. Особенности психических нарушений у детей, воспитывающихся в семьях алкоголиков.
45. Психические расстройства при ЧМТ. Ближайшие и отдаленные последствия травмы у детей.
46. Эпилепсия у детей. Основные направления в работе педагога с детьми, страдающими эпилепсией.
47. Шизофрения в детском возрасте. Воспитание и обучение детей, страдающих шизофренией.
48. Циклотимия. Основные направления работы педагога-дефектолога с детьми, страдающими МДП.
49. Неврозы у детей. Профилактика и психотерапия невротических расстройств.
50. Реактивные психозы в детском возрасте. Предупреждение, помощь при декомпенсации.
51. Психопатии детского возраста. Акцентуация личности, патохарактерологические особенности у детей и подростков. Принципы реабилитации и профилактики.
52. Этиология, характеристика и классификация олигофрении. Олигофрения и деменция. Дифференциальная диагностика олигофрении и задержки психического развития.
53. Принципы диагностики. Психопрофилактика и реабилитация психических болезней у детей.
Практические задания:
54. Выявить (по описанию) психоневрологическое заболевание, обосновать, определить возможные причины нарушения психического здоровья, факторов риска.
55. Подобрать основные направления реабилитационной и коррекционно-педагогической работы с учетом психоневрологического заболевания в конкретной ситуации.
56. Проанализировать выписки из медицинских и дефектологических карт обследования, выявить особенности НПР, определить возможные причины, факторы риска; оценить рекомендации специалистов по проведению медико-педагогической коррекции.
Раздел 5. Основы анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения
Теоретические вопросы:
57. Анатомия, физиология и патология органа слуха
58. Анатомия, физиология и патология органов зрения
59. Анатомия, физиология и патология органов речи
Практическое задание:
60. Проанализировать особенности сенсорных нарушений у ребенка
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.