Синдромы речевых нарушений. Синдромы нарушений высших корковых функций. Детский церебральный паралич

Страницы работы

7 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

для  студентов заочной формы обучения специальности

050710 Специальное дошкольное образование

по общепрофессиональной дисциплине

Медико-биологические основы обучения и воспитания детей

с ограниченными возможностями здоровья

1.  Синдромы речевых нарушений.

2.  Неврозы у детей.

3.  Синдромы нарушений высших корковых функций.

4.  Синдромы двигательных нарушений.

5.  Детский церебральный паралич.

6.  Эпилепсия в детском возрасте.

7.  Минимальная мозговая функция.

8.  Синдром  гиперактивности  с  дефицитом  внимания.

9.  Синдром  раннего  детского  аутизма (РДА).

10.  Синдром  ранней  детской  невропатии.

11.  Синдром  страхов  в  детском  возрасте.

12.  Синдром  психического  инфантилизма.

13.  Астенический  синдром  в  детском  возрасте.

14.  Депрессивные  состояния  в  детском  возрасте.

15.  Невротическое  заикание  у  детей.

16.  Шизофрения  в  детском  возрасте.

17.  Клиника  умственной  отсталости  в  детском  возрасте.

ОСНОВНАЯ  ЛИТЕРАТУРА

1.  Бадалян Л.О. Невропатология. – М., 2014.

2.  Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии. М. Владос, 2000 г.

3.  Еникеева  Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков: основы психиатрических знаний. М. Академия, 1998 г.

4.  Еникеева  Д.Д. Популярные основы психиатрии. Д. Сталкер, 1997 г.

5.  Захаров  А.И.  Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. СПб. Союз, 1998 г.

6.  Максимова  Н.Ю., Милютина  Е.Л. Курс лекций по детской психопатологии. Р-на-Дону,

2000 г.

7.  Мастюкова Е.М. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст. М.: Классик Стиль, 2009

8.  Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. М.: Айрис-пресс, 2008

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Разработать информацию для родителей по избранной теме (консультация, папка-передвижка, родительское собрание, вечер вопросов и ответов, информация в родительский уголок и т.д.) в целях оказания психолого-педагогической помощи семье, имеющей ребенка с отклонениями в нервно-психическом развитии.

ТЕМА № 1.    СИНДРОМЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Содержание

1.  Проблемы речевых расстройств на современном этапе.

2.  Речь как функция коры головного мозга.

3.  Классификация речевых расстройств.

4.  Принципы реабилитации детей с речевыми нарушениями.

5.  Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими речевые нарушения.

Дополнительная литература

1.  Айзенберг Б.И. От звука к речи. – М., 1995.

2.  Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. – М., 1991.

3.  Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург, 1998.

4.  Логопедия / Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. – М., 1998.

5.  Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей. – М., 1993.

ТЕМА № 2.   НЕВРОЗЫ   У  ДЕТЕЙ

Содержание

1.  Проблемы невротических расстройств на современном этапе.

2.  Понятие о неврозах. История изучения.

3.  Классификация неврозов, характеристика.

4.  Особенности проявления и течения неврозов в детском возрасте.

5.  Моносимптомные неврозы у детей (анорексия, энурез и др.).

6.  Коррекционно-воспитательная работа с невротичными детьми.

Дополнительная литература

1.  Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. – М., 1992.

2.  Вейн А.М., Колосова О.А., Яковлев Н.А. Неврозы. – М., 1996.

3.  Гурьева В.А. Психогенные расстройства у детей и подростков. – М., 1996.

4.  Дети с нарушениями развития. Хрестоматия. Сост. В. Астапов. – М., 1995.

5.  Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1993.

6.  Захаров А.И. Детские неврозы. Психологическая помощь родителям и детям. – СПб., 1995.

ТЕМА № 3. СИНДРОМЫ НАРУШЕНИЙ ВЫСШИХ КОРКОВЫХ ФУНКЦИЙ

Содержание

1.  Проблемы нарушенного психического развития детей на современном этапе.

2.  Понятие о гнозисе. Расстройства гнозиса. Виды агнозий.

3.  Понятие о праксисе. Расстройства праксиса. Виды апраксий.

4.  Понятие о памяти. Расстройства памяти. Виды амнезий.

5.  Понятие о мышлении. Расстройства мышления.

6.  Диагностика и коррекция при нарушениях высших психических функций.

Дополнительная  литература

1.  Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., 1994.

2.  Григорьева Л.П. Формирование высших форм зрительного восприятия как основа компенсации нарушений когнитивного развития детей // Дефектология. – 2000. - № 3.

3.  Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии. – М., 2000.

4.  Новикова Г.Р. Состояние высших психических функций у детей, поступающих в 1 класс общеобразовательной школы // Дефектология. – 2000. - № 2.

5.   Рожкова Л.А., Переслени Л.И. Нейрофизиологические критерии оценки уровня развития механизмов когнитивной деятельности у детей в аспекте проблем дифференциальной диагностики // Дефектология. – 2001. № 4.

6.  Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М., 2002.

ТЕМА № 4.  СИНДРОМЫ   ДВИГАТЕЛЬНЫХ   НАРУШЕНИЙ

Содержание

1.  Проблемы двигательных нарушений в детском возрасте.

2.  Понятие о двигательных нарушениях. История изучения.

3.  Клиническая характеристика центрального и периферического паралича.

4.  Особенности двигательных нарушений у детей с аномалиями.

5.  Принципы реабилитации детей с двигательными нарушениями.

Литература

1.  Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральными параличами в семье. – М., 1993.

2.  Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2001.

3.  Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и               коррекция. – М., 1992.

4.  Мастюкова Е.М., Московкина А.Т. Они ждут нашей помощи. – М., 1991.

ТЕМА № 5.    ДЕТСКИЙ   ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ   ПАРАЛИЧ

Содержание

1.  Проблемы двигательных нарушений в детском возрасте.

2.  Понятие о ДЦП (детский церебральный паралич). История изучения.

3.  Причины развития ДЦП.

4.  Синдромы двигательных нарушений. Формы ДЦП.

5.  Синдромы речевых, сенсорных нарушений, ВКФ при ДЦП.

6.  Диагностика и коррекция нарушений при ДЦП.

Дополнительная литература

1.  Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детский церебральный паралич. – Киев, 1988.

2.  Левченко И.Ю. Этапы коррекции нарушений психики у детей с церебральными параличами. – М., 1990.

3.  Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. – М., 1992.

4.  Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича: Сборник научных трудов. – М., 1991.

5.  Семенова К.А., Махмудова Н.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом. – Ташкент, 1979.

6.  Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реабилитационная терапия детей с церебральным параличом. – М., 1972.

7.  Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2003. С.267- 334.

ТЕМА № 6.   ЭПИЛЕПСИЯ  В  ДЕТСКОМ  ВОЗРАСТЕ

Содержание

1.  Проблемы нервно-психических расстройств у детей на современном этапе.

2.  Понятие об эпилепсии. История изучения заболевания.

3.  Причины возникновения эпилепсии.

4.  Клинические проявления. Формы эпилепсии в детском возрасте.

5.  Психические изменения при эпилепсии.

6.  Диагностика и коррекция при эпилепсии.

Дополнительная литература

1.  Земская А.Г. Симптоматическая эпилепсия у детей, обусловленная аномалиями развития черепа, головного мозга и его сосудов // Актуальные проблемы психоневрологии детского возраста. М., 1973.

2.  Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. – Ростов-на-Дону, 2000. С. 157-161.

3.  Харитонов Р.А. Состояния страха при эпилепсии у детей и подростков.

ТЕМА № 7.   МИНИМАЛЬНАЯ  МОЗГОВАЯ  ДИСФУНКЦИЯ

Содержание

1.  Проблемы нервно-психических расстройств у детей на современном этапе

Похожие материалы

Информация о работе