Подходы к разграничению психического здоровья и психической болезни. Степени состояния психического здоровья

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Эмиль Крепелин (1856-1926), немецкий психиатр, изучал клинику психических заболеваний, разработал их классификацию.

     Кандинский В. Х. (1849-1889) – энциклопедист, изучил и описал псевдогаллюцинации (1885).

Для отечественной психопатологии большое значение имели работы психиатров:                                                  

     Корсаков С.С. (1854-1900) – один из основоположников отечественной психиатрии, описал клинику алкогольного психоза, внес значительный вклад в изучение нервно-психических расстройств у детей.

Балинский И. М. (1827-1902) – основоположник петербургской школы невропатологов и психиатров; первым объяснил, чем отличается бред от заблуждений; описал некоторые ошибки в процессе воспитания и их роль в формировании патологических качеств личности.

Бехтерев В. М. (1857-1927) – русский психиатр, невропатолог, психотерапевт, изучал навязчивые и насильственные движения, влияние голодания на развитие мозга новорожденных, поражения кожи неврогенного происхождения; широко использовал методы внушения, гипноза, цвето- и светолечения, трудотерапии; разработал методику использования коллективного гипноза в целях лечения алкоголизма.

                                      1. Лечебная педагогика и психиатрия

Детская психиатрия начиналась с лечебной педагогики. Ее основы заложили:

-    французский врач Жан Итар (1775-1838) – рассматривал умственную отсталость;

-    швейцарский педагог Иоганн Песталоцци (1746-1827) – обосновал принципы работы с тупоумными;

-  немецкий педагог Фридрих Фребель (1782-1852) – посвятил себя делу воспитания сирот и детей, страдавших психическими аномалиями, открывал детские сады;

-  французский ученый Бенедикт Морель (1809-1872) утверждал наследственное происхождение слабоумия.      Эти исследователи первыми специально занялись изучением психических нарушений у детей  и компенсации этих нарушений с помощью педагогических приемов. 

С конца 19 века выходят работы, стремящиеся вычленить детскую психиатрию из лечебной педагогики: Герман Эммингхауз (1845-1904) «Психические расстройства в детском возрасте» (1887) – первое систематизированное изложение большинства психических нарушений у детей;

-   французский врач Мангеймер Гомес ввел термин «детская психиатрия» (1899), но до начала 30-х годов чаще говорили -  дефектология, педология.

-  выдающийся швейцарский ученый, один из основателей детской психиатрии Мориц Трамер (1882-1963) подробно описал большинство психопатологических симптомов у детей.

Существенный вклад в развитии детской психиатрии внесли:

-  выдающийся итальянский педагог Мария Монтессори (1870-1952) и итальянский психиатр Санкте де Санктис – создали первый в Европе Дом ребенка для детей с психическими аномалиями;

Мержеевский И. П. (1838-1908) – исследовал механизм развития психических болезней («О патологоанатомических изменениях в мозгу глубоко отсталых детей (микроцефалов)»);

Маляревский И.В. (1844-1915) –  детский писатель и организатор детской психиатрической помощи;

Лазурский А.Ф. (1874-1917) –  работы способствовали пониманию отклонений характера в детском возрасте и  подборе методов лечебно-педагогического воздействия на психически больных детей.

                                        2. Психология и психиатрия

В процессе становления современной психиатрии роль психологического начала была велика. Большой вклад в этом отношении внесли психологи:

-  крупнейший немецкий психолог Вильгельм Вундт (1832-1920) – экспериментально изучал пороги ощущений, время реакций на раздражители, в том числе и на речь;

-  советский психолог Л.С. Выготский (1896-1934) – изучал некоторые механизмы развития психики ребенка, в том числе с отставанием в формировании абстрактного мышления;

-  швейцарский психолог Жан Пиаже (1897-1981) – особенности детского мышления при здоровой и больной психике;

Зигмунд Фрейд, австрийский невропатолог, физиолог и психиатр (1856-1939) – изучал детскую психику с позиции психоанализа;

Анна Фрейд, дочь З.Фрейда (1895-1982) – исследовала «трудных детей», прежде всего агрессивных и тревожных, изучала механизмы психологической защиты детей;

Мелани Клейн (1882-1960) – связывала агрессивные инстинкты с возрастными моментами детского развития, прежде всего с развитием эдипова комплекса и рождением Супер-Эго;

-  швейцарский психолог, психиатр, психотерапевт Герман Роршах (1884-1922) – основоположник проективных тестов.

3.  Клинико-психопатологическое направление

Если педагоги думали больше о том, как обучать психически больных детей, а психологов интересовали психологические механизмы душевных расстройств, то психиатры-клиницисты изучали, как проявляются психические нарушения, как взаимосочетаются болезненные признаки, как они протекают, как они зависят от возрастных и других условий:

-  английский ученый Генри Модсли (1835-1918 считал, что сам по себе возраст может способствовать некоторым психическим нарушениям;

Герман Эммингхауз (1845-1904) -  начал этап синдромологического изучения НПР;

Эмиль Крепелин (1856–1926) – один из создателей клинико-нозологического направления в психиатрии, от него идет современная терминология;

Мориц Трамер (1882-1963) – описал большинство психопатологических симптомов;

Лео Каннер – крупный детский психиатр, описал синдром РДА.

В середине 30-х годов детская психиатрия стала интенсивно развиваться благодаря известным врачам-психиатрам: Гуревич М.О.; Мнухин С.С. (1900-1971); Лапидес М. И. (1899-1982);

- Сухарева Г.Е. (1891-1981 - проводила клиническое исследование умственно отсталых детей, разработала систематику олигофрении, отграничение олигофрении от ЗПР, патологии речи;

- Певзнер Мария Семеновна (1901-1991) – разработала классификацию олигофрений по показателям недоразвития познавательной деятельности, по степени подвижности и уравновешенности процессов торможения и возбуждения.

                      МЕТОДЫ  ОБСЛЕДОВАНИЯ  ПСИХИЧЕСКИ  БОЛЬНЫХ

1.  Первый контакт:

-     помочь преодолеть страх, предубеждение в отношении психических

Похожие материалы

Информация о работе