Эмиль Крепелин (1856-1926), немецкий психиатр, изучал клинику психических заболеваний, разработал их классификацию.
Кандинский В. Х. (1849-1889) – энциклопедист, изучил и описал псевдогаллюцинации (1885).
Для отечественной психопатологии большое значение имели работы психиатров:
Корсаков С.С. (1854-1900) – один из основоположников отечественной психиатрии, описал клинику алкогольного психоза, внес значительный вклад в изучение нервно-психических расстройств у детей.
Балинский И. М. (1827-1902) – основоположник петербургской школы невропатологов и психиатров; первым объяснил, чем отличается бред от заблуждений; описал некоторые ошибки в процессе воспитания и их роль в формировании патологических качеств личности.
Бехтерев В. М. (1857-1927) – русский психиатр, невропатолог, психотерапевт, изучал навязчивые и насильственные движения, влияние голодания на развитие мозга новорожденных, поражения кожи неврогенного происхождения; широко использовал методы внушения, гипноза, цвето- и светолечения, трудотерапии; разработал методику использования коллективного гипноза в целях лечения алкоголизма.
1. Лечебная педагогика и психиатрия
Детская психиатрия начиналась с лечебной педагогики. Ее основы заложили:
- французский врач Жан Итар (1775-1838) – рассматривал умственную отсталость;
- швейцарский педагог Иоганн Песталоцци (1746-1827) – обосновал принципы работы с тупоумными;
- немецкий педагог Фридрих Фребель (1782-1852) – посвятил себя делу воспитания сирот и детей, страдавших психическими аномалиями, открывал детские сады;
- французский ученый Бенедикт Морель (1809-1872) утверждал наследственное происхождение слабоумия. Эти исследователи первыми специально занялись изучением психических нарушений у детей и компенсации этих нарушений с помощью педагогических приемов.
С конца 19 века выходят работы, стремящиеся вычленить детскую психиатрию из лечебной педагогики: Герман Эммингхауз (1845-1904) «Психические расстройства в детском возрасте» (1887) – первое систематизированное изложение большинства психических нарушений у детей;
- французский врач Мангеймер Гомес ввел термин «детская психиатрия» (1899), но до начала 30-х годов чаще говорили - дефектология, педология.
- выдающийся швейцарский ученый, один из основателей детской психиатрии Мориц Трамер (1882-1963) подробно описал большинство психопатологических симптомов у детей.
Существенный вклад в развитии детской психиатрии внесли:
- выдающийся итальянский педагог Мария Монтессори (1870-1952) и итальянский психиатр Санкте де Санктис – создали первый в Европе Дом ребенка для детей с психическими аномалиями;
- Мержеевский И. П. (1838-1908) – исследовал механизм развития психических болезней («О патологоанатомических изменениях в мозгу глубоко отсталых детей (микроцефалов)»);
- Маляревский И.В. (1844-1915) – детский писатель и организатор детской психиатрической помощи;
- Лазурский А.Ф. (1874-1917) – работы способствовали пониманию отклонений характера в детском возрасте и подборе методов лечебно-педагогического воздействия на психически больных детей.
2. Психология и психиатрия
В процессе становления современной психиатрии роль психологического начала была велика. Большой вклад в этом отношении внесли психологи:
- крупнейший немецкий психолог Вильгельм Вундт (1832-1920) – экспериментально изучал пороги ощущений, время реакций на раздражители, в том числе и на речь;
- советский психолог Л.С. Выготский (1896-1934) – изучал некоторые механизмы развития психики ребенка, в том числе с отставанием в формировании абстрактного мышления;
- швейцарский психолог Жан Пиаже (1897-1981) – особенности детского мышления при здоровой и больной психике;
- Зигмунд Фрейд, австрийский невропатолог, физиолог и психиатр (1856-1939) – изучал детскую психику с позиции психоанализа;
- Анна Фрейд, дочь З.Фрейда (1895-1982) – исследовала «трудных детей», прежде всего агрессивных и тревожных, изучала механизмы психологической защиты детей;
- Мелани Клейн (1882-1960) – связывала агрессивные инстинкты с возрастными моментами детского развития, прежде всего с развитием эдипова комплекса и рождением Супер-Эго;
- швейцарский психолог, психиатр, психотерапевт Герман Роршах (1884-1922) – основоположник проективных тестов.
3. Клинико-психопатологическое направление
Если педагоги думали больше о том, как обучать психически больных детей, а психологов интересовали психологические механизмы душевных расстройств, то психиатры-клиницисты изучали, как проявляются психические нарушения, как взаимосочетаются болезненные признаки, как они протекают, как они зависят от возрастных и других условий:
- английский ученый Генри Модсли (1835-1918 считал, что сам по себе возраст может способствовать некоторым психическим нарушениям;
- Герман Эммингхауз (1845-1904) - начал этап синдромологического изучения НПР;
- Эмиль Крепелин (1856–1926) – один из создателей клинико-нозологического направления в психиатрии, от него идет современная терминология;
- Мориц Трамер (1882-1963) – описал большинство психопатологических симптомов;
- Лео Каннер – крупный детский психиатр, описал синдром РДА.
В середине 30-х годов детская психиатрия стала интенсивно развиваться благодаря известным врачам-психиатрам: Гуревич М.О.; Мнухин С.С. (1900-1971); Лапидес М. И. (1899-1982);
- Сухарева Г.Е. (1891-1981 - проводила клиническое исследование умственно отсталых детей, разработала систематику олигофрении, отграничение олигофрении от ЗПР, патологии речи;
- Певзнер Мария Семеновна (1901-1991) – разработала классификацию олигофрений по показателям недоразвития познавательной деятельности, по степени подвижности и уравновешенности процессов торможения и возбуждения.
МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ
1. Первый контакт:
- помочь преодолеть страх, предубеждение в отношении психических
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.