Министерство образования и науки Украины
Сумский государственный университет
Кафедра ОПМ
Обязательное домашнее задание
Раздел «Соединения»
Задание 12
Выполнил ____________
Группа ____________
Проверил ____________
2005
Задание
Исходные данные:
T =1,3∙1,4 =1,96 (кН·м);
df =180∙1,4 =252 (мм);
D =225∙1,4 =315 (мм);
l =50·1,4 =70 (мм).
Определение минимального диаметра вала производят из расчета на чистое кручение:
(1)
где [τ] –допускаемое напряжение при кручении (Согласно [1 стр. 296]: [τ] =15 МПа).
T –крутящий момент на валу;
(мм).
Стандартное значение по [2, с 162], dв =90 мм.
Условие прочности соединения при нагрузке крутящим моментом:
, (2)
где К – коэффициент запаса прочности, К=2;
Т – крутящий момент;
f – коэффициент трения, принимаем f = 0,1 – так как в сборке принимают участие чугунная и стальная деталь – сборка прессованием;
D – диаметр соединения;
l – длина соединения, для данного случая:
B1 =0,7·l =0,7·70 =49 (мм);
Из формулы (1) найдем давление р:
(Па) (3)
Давление на поверхность контакта определяется по формуле:
p=N/d(C1/E1 +C2/E2) (4)
где Е1 и Е2 –модули упругости вала и втулки (Е =21·104 МПа);
С1 и С2 –коэфициенты:
где μ –коэффициент Пуассона;
df –диаметр впадин червячного колеса;
Исходя из формулы (4) расчетный натяг определяется по формуле:
N=pd(C1/E1 +C2/E2) =3,59·315(0,88/21·104+1,93/21·104) =0,015 (мм).
Потребный минимальный расчетный натяг:
(Nmin)расч =N +u (5)
где и – поправка на срезание и сглаживание шероховатости поверхности при запрессовке:
u =1,2(Rz2 –Rz1) =1,2(5,0 -2,5) =3 мкм;
где Rz2 и Rz1 –высоты шероховатостей посадочных поверхностей;
(Nmin)расч =0,015 +0,003 =0,018 (мм).
По таблицам стандартов этот минимальный вероятностный натяг может обеспечить посадка ø315H6/p6, для которой отклонения отверстия 0 и +32 мкм; отклонения вала +56 и +88 мкм; наименьший натяг (Nmin)табл =0,056 -0,032 =0,024 (мм); наибольший натяг (Nmax)табл =0,088 -0 =0,088 (мм).
Отмечаем, что (Nmin)табл >(Nmin)расч, следовательно соединение работоспособно.
Определение величины момента, который может быть передан соединением при нагреве деталей до t =100˚С.
Разность, возникшая в результате нагрева деталей:
(6)
где α – коэффициент линейного расширения материала венца и ступицы α = 11.
- разность температур, если начальную температуру принимаем равной 20˚С.
d0 – диаметр детали до нагрева.
Разность, возникшая в результате нагрева венца:
(мм).
Разность, возникшая в результате нагрева ступицы:
(мм).
Разность, возникшая в результате нагрева вала:
(мм).
Находим диаметры ступицы и венца после температурного изменения:
dс’=D+=315+0,277 = 315,277 (мм);
d’вен=df +=154+0,136 = 154,136 (мм);
d’в=dв +=90+0,079 = 90,079 (мм).
Получаемый вращающий момент:
(7)
(8)
С1 и С2 –коэфициенты:
Расчетный натяг:
где N = (Nmin)расч – и = 0,018 – 0,003 =0,015 (мм);
(Па).
(кН·м)
Следовательно ,а (кН·м).
Размеры d0 стопорного винта, предающего остальную часть момента ().
Условие прочности на смятие:
(9)
где lр = 3d0 – длина резьбы.
Допустимые напряжения на смятие находим по формуле:
(10)
(МПа) –для материала винта;
Из формулы (10) следует:
(11)
(мм).
Принимаю диаметр винта do =8 мм.
По ГОСТ 23360 -78 для вала dв =90 мм следует принимать шпонку шириной b =25 мм и высотой h =14 мм.
Условие прочности для шпонки на срез имеет вид:
(12)
где lp –рабочая длинна шпонки.
Отсюда (мм).
Условие прочности для шпонки на смятие имеет вид:
(13)
где [σсм] – допускаемое напряжение при смятии:
[σсм] =σТ/2 =200/2 =100 (МПа);
где σТ –предел текучести (для Ст6сп σТ = 200 МПа [1, табл. 1.1]).
(МПа)< [σсм] =100 МПа.
Окончательно принимаю длину рабочей части шпонки lp =87 мм.
Длинна шпонки l определяется по формуле:
l =lp +b =87 +25 =112 (мм).
По ГОСТ 23360 -78 принимаю длину шпонки равной l =115 мм.
В данном соединении необходимо использовать шпонку 25x14x112 ГОСТ 23360-78.
Проверка на прочности зубчатого венца как втулки, наружный диаметр которой df.
Удельное давление, вызывающие пластические деформации в деталях:
(14)
где sт – предел текучести материала втулки, по ГОСТ 1050 – 74 для БрА9ЖЗЛ sт = 196 МПа;
(МПа);
Максимальный расчетный натяг:
(мм).
Соответствующие этому натягу давление:
(15)
Условие прочности соблюдается, словательно, соединение работоспособно.
Литература
1. Иванов М. Н. Детали машин: Учеб. для студентов высш. техн. учеб. заведений. -5-е изд., перераб. -М.: Высш. шк., 1991.- 383 с.: ил.
2. «Курсовое проектирование деталей машин» - С. А. Чернавский, К.Н.Боков, М. И. Чернин – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1988. – 416с.: ил.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.