3.2. ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ И ПРОЕКТИРОВАНИЮ СИСТЕМ
В настоящее время на основе предшествующего опыта сформировалось два основных подхода к исследованию, анализу и проектированию систем:
А) «Сверху» - подход основан на декомпозиции главной цели системы. Иначе такой подход называют целевым или целенаправленным.
Б) «Снизу» - анализ (исследование) начинается с анализа элементов, затем подсистем и системы в целом.
При проектировании сложных систем используется синтез обоих подходов.
3.3. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ СИСТЕМ
7. ЦЕЛИ: ФОРМУЛИРОВАНИЕ, СТРУКТУРИЗАЦИЯ, АНАЛИЗ.
7.1. Проблемы формулирования цели при управлении развивающимися системами с активными элементами.
В составе социально-экономических систем присутствуют активные элементы, что приводит к появлению у систем таких свойств, как нестационарность параметров и нестабильность поведения, способность адаптироваться к изменяющимся условиям (причем не только к помехам, но и к управляющим воздействиям), способность изменять свою структуру и вырабатывать варианты поведения, способность и стремление к целеобразованию и др.
Осознание роли и цели целеустремленности привело к созданию фирм и корпораций (типа RAND), которые занимаются разработкой прогнозов развития, формированием и анализом структур целей (деревьев целей) вначале в области управления военно-промышленным комплексом, а затем и в других отраслях.
В рамках нашей страны опыт программно-целевого управления также имел место в 20-х годах 20 века (план ГОЭЛРО)
7.2 Закономерности целеобразования
Зависимость представления о цели и формулировки цели от стадии познания объекта (процесса) и от времени.
Зависимость цели от внешних и внутренних факторов
Возможность и необходимость сведения задачи формулирования обобщающей (глобальной, общей) цели к задаче ее структуризации.
Проявление в структуре целей закономерности целостности
Закономерности формирования иерархических структур:
- приемы формирования древовидных иерархий целей можно свести к двум подходам: а) формирование структур целей сверху (метод декомпозиции главной цели);
б) формирование структур целей снизу
- цели нижестоящего уровня можно рассматривать как средства для достижения целей вышестоящего уровня, при этом они же являются целями для уровня нижестоящего по отношению к ним (поэтому в практических условиях иногда используются кроме философских понятий «цель», «подцель» различные названия: «направления», «программы», «задания», задачи» и т.п.);
- в иерархической структуре по мере перехода с верхнего уровня на нижний происходит смещение «шкалы» целей от цели-направления (цели-идеала, цели-мечты) к конкретным целям и функциям, которые могут выражаться в виде ожидаемых результатов конкретной работы с указанием критериев оценки ее выполнения
- расчленение на каждом уровне должно быть соразмерным, а выделенные части логически независимые, признаки декомпозиции в пределах одного уровня должны быть едиными, число уровней и число компонент на каждом уровне целесообразно принимать в пределах (7+2)
7.3. Методики системного анализа целей
Методика ПАТТЕРН (разработана фирмой RAND). Впервые использована для полготовки планов обеспечения военного превосходства США над всем миром.
Принципиальная структура методики представлена на рисунке 8
Пример варианта дерева целей, построенной по методике ПАТТЕРН – на рис. 9
Судя по количеству элементов, между уровнями «Задания» и «программы» существовали не строго древовидные, а «слабые» связи.
|
Количество элементов
Национальные цели 3
Направления деятельности 5
Задания 42
Программы 65
Рис. 9
Одной из первых методик, ориентированных на структуризацию функций систем организационного управления, была методика С.А. Валуева (Рис 10)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.