Конституция Речи Посполитой 1791 года. Лев Сапега – исторический портрет (1557-1633 гг.). Восстание 1794 года, страница 7

С расширением Реформации в государстве Сапега стал одним из её поклонников, что нашло отображение в его идейных взглядах, а также в законотворческой деятельности. Но в целом его государственно-политическая деятельность говорит о том, что Сапега придерживался идей религиозной терпимости, которая на его взгляд, является основой любого государства. В обращении к униатскому святарю И.Кунцевичу, он прямо говорит, что нельзя поддаваться вредным эмоциям, когда дело касается веропринадлежности. Между Сапегой и Кунцевичем возникла острая полемика. Чтоб сдержать Кунцевича, Сапега использовал свое высокое государственное положение. Но тот, пользуясь поддержкой короля, выступал против Сапеги. Свои взгляды на религиозную проблему Сапега высказал в знаменитом послании к Кунцевичу от 22.03.1621г. «Я сам прилагал усилия по введению унии, и остановить её введение было бы делом не грамотным. Но никогда мне не приходила мысль, чтоб ваша милость вынудила переводить людей этими насильственными методами. Вы вашим насилием вынудили народ к отпору. Что касается опасности, которая угрожает вашей жизни (Кунценвич жаловался Сапеге, что ему угрожают православные) то можно сказать, что каждый есть причина своей беды. Надо было использовать благоприятствующие обстоятельства, но нельзя поддаваться опасному увлечению, особенно когда дело идет о вероисповедании. Когда используете людские сомнения, когда закрываете церкви, когда люди без духовности, без христианских обрядов должны умирать как неверующие. Когда же вы на моем напоминании не распечатаете и не откроете церкви, тогда я сам прикажу их распечатать и православным отдать». [1 c111]

Сапега отвергает религиозное принуждение, а тем более преследование из-за веры. Он доказывает идею свободного религиозного выбора, который является неотъемлемой частью права человека в цивилизованном обществе, а во взаимоотношениях между государством и церковью перевес должен принадлежать светской власти. Сапега стал примером справедливости. Кунцевич не прислушался к рассудительному предостережению Сапеги, и как следствие повстание витебских горожан и убийства ими униатского святаря. Участники были сурово наказаны, причем расследование этого дела возглавил Сапега, который на этот раз действовал как суровый судья. В такой ситуации ему пришлось смириться с суровой социально-политической реальностью и может быть не без усилий и внутренней боли отказаться от некоторых своих просветительско-гуманистических идеалов. Сапега безусловно был представителем интересов своего окружения. Он принадлежал к той его части, что стремилась использовать в своих целях новые

11

достижения в общественной мысли. Его деятельность объективно содействовала укреплению в  Беларуси во второй половине 16 века прогрессивной политической мысли. Особенное внимание он обращал на то, что поведение человека в обществе должно определяться не его внутренними пожеланиями, а установленными рамками закона.

В это же время Сапеге пришлось заниматься спорами между иерархией унияцкой церкви и православными верующими Белоруссии. На Украине в 1620г. уже была установлена православная иерархия во главе с митрополитом. Однако Украина была в составе Польского королевства и там действовали польские законы. В Белоруссии и Литве законодательство и его исполнение  были свои собственные. В этом религиозном конфликте Лев Сапега исполнил волю короля – католика, сам был тоже католиком и поэтому выступал на стороне унияцкой иерархии. На сойме 1623г. Сапега был включен в состав комиссии, которая должна была примирить обе стороны униятов  и православных – путем взаимных уступок. Но после убийства И.Кунцевича витебскими православными мещанами 12 ноября 1623г. – Лев Сапега получает особое полномочие от короля Жигимонта для проведения судебного процесса в Витебске. Судебная комиссия под его руководством, рассмотрев дело, в январе 1624г. приговорила к смерти 19 мещан. У Витебска было отобрано магдебургское право и королевские привилегии, была разрушена ратуша, с православных храмов были сняты колокола.