Конституция Речи Посполитой 1791 года. Лев Сапега – исторический портрет (1557-1633 гг.). Восстание 1794 года, страница 4

Сапега акцентирует внимание на том, что закон должен быть защитником прав человека, и власть закона это не самоцель, а средства решения главных социально-этических задач в государстве. Он пишет в обращении: «Главной целью закона во всем свете является поддержания в обществе такого положения, чтоб каждый мог оставлять в неприкасаемости доброе имя, здоровья и имущества, и не терпеть со стороны других никакой пакости. В этом и заключается наша свобода, которой мы гордимся перед другими христианскими народами, да и хозяина над собой имеем такого, который управляет нами согласно законам нашим, а не согласно своему желанию». При этом Сапега предостерегает, что в том случае, когда представители власти перестают руководствоваться законом, они превращаются в тиранов. Он подчеркивает:«Для этого и созданы законы – тыя аброць и цугли, которые будут сдерживать каждого нахлебника от всяких притязаний и самовольства не давать ему никакой возможности издеваться над слабейшими и беднейшими и пригнетать их, чтоб не мог богатый вести себя так, как ему захочется». Когда же кто-то делает замах на законы, он становиться могильщиком свободы людей. Главным теоретический вывод Сапеги – мы являемся невольниками законов с той целью, чтоб могли пользоваться вольностями. Сапега был приверженцем разделения власти. С его точки зрения, суд государства должен формироваться выборным

7

путем из честных добрых справедливых людей, которые знают закон. В своей деятельности судьи должны руководствоваться самыми прогрессивными принципами – справедливостью и презумпцией невиновности. Именно все эти идеи в той или иной ступени и нашли отражение в нормах Статута 1588, о котором современные исследователи пишут, что весь этот закон насыщен идеей правового государства. [1 c 102-103]

Лев Сапега разработал проект унии Речи Поспалитой с Московским царством и в августе-сентябре 1586г. участвовал в мирных переговорах с московским посольством князя Федора Троекурова. Он стал одним из активнейших сенаторов Великого княжества Литовского.  

Большинство жителей Великого княжества Литовского придерживалось православной веры. Но нужно отметить, что  на протяжении жизни взгляды Сапеги были изменчивыми, особенно в отношении к религии. Он переходил из православья в протестантизм. В 1586 г. Лев Сапега перешёл в католичество и принадлежал к костельному братству Божьего Тела. Сапега построил и поддерживал 24 костела в княжестве, И это способствовало его дальнейшей карьере. В апреле 1589г. король назначил его канцлером великого Белорусско-Литовского государства. Так Лев Сапега становится руководителем внешней и внутренней политики Великого княжества Литовского. В это время он приобретает новые поместья: Лепель, Иказнь, Молодечно и др. На всех своих постах Сапега проявил себя отличным государственным деятелем и талантливым политиком.

Сапега принимал активное участие в реформировании судебной системы государства. Будучи одним из высших служебных личностей государства, он занимался судебными делами. Он принимал участие в заседаниях высших судебных инстанций. Он обращал внимание на устарелость феодальной судебной системы и поддерживал идею её реформирования. При его непосредственном участии был подготовлен закон о создании высшей судебной апелляционной инстанции государства – Главного Суда Трибунала Великого княжества Литовского. Это была одна из первых в Европе, отделенных от администрации судебной инстанции, которая ограничивала власть рады и князя. Судьи выбирались каждый год на поветовых сеймиках, причем для них предъявлялся ряд требований. Заседания суда проходили в Вильне, Минске и Новогрудке. Суд не только пересматривал по жалобам дела местных судов, но и рассматривал судебные дела по первой инстанции, выполнял нотариальные функции. Особой категорией рассматриваемой  им дел были жалобы на местную администрацию и местных судей. Его постановления обжалованию не подлежали. Нужно отметить, что закон о Трибунале был напечатан в печатном доме Мамоничей, что свидетельствовало о заботе Сапеги, который еще относительно Статута писал :«Я на потребность наших жителей и на благо государства отважился, не жалеючи своих средств, систематизировать законы и напечатать их, чтоб каждый мог, когда захочет, иметь их под руками».[2 c429]