Конституция Речи Посполитой 1791 года. Лев Сапега – исторический портрет (1557-1633 гг.). Восстание 1794 года, страница 3

Статут был утвержден в 1588г. Жигимонтом и укреплен государственной печатью Великого княжества Литовского, подписью Л.Сапеги и писаря Г.Войны. Статут как бы не замечал Люблинской унии и создания конфедеративной Речи Посполитой, он гарантировал экономическую, политическую и культурную независимость Великого княжества Литовского.  [1]   Статут Великого княжества Литовского был наилучшим сбором законов в тогдашней Европе, его переводили и издавали в других странах. Статут действовал на территории Литвы, Белоруссии и правобережной Украины до 1840 года, пока не был  отменен Николаем I.

Политическая и творческая деятельность Сапеги  проходила в период, когда Великое княжество Литовское и Польша находились в вечном союзе-«унии», под властью единого короля и Сейма. Но феодалы Польши вынашивали агрессивные намерения в отношении Великого княжества Литовского. Сапега активно противодействовал им. Его усилия были направлены на обеспечение государственного достоинства и суверенитета княжества и тем самым обороняли интересы белорусского и литовского народа. Противодействие польским намерениям выявилось в борьбе против нескольких положений унии 1569г., которые принижали политическое значение Великого княжества Литовского. В соответствии с этими положениями нормы нового Статута 1588г. должны были соответствовать решениям Люблинской унии. Своими прогрессивными взглядами на религиозную проблему он опередил свою эпоху на несколько столетий. Следует отметить, что Сапега не придерживался идеи социального равенства, для него более

6

характерна идея верховенства шляхетского сословья. Он выступал за централизованное шляхетско-демократическое  государство, в противопоставление приверженцам абсолютизма, он считал, что централизация и внутреннее единство в государстве могут быть гарантированы не путем усиления власти, а путем установления государственного правопорядка и усиления правового регулирования. Он считал, что государство возникло натуральным путем и предназначено для совершенствования человеческого общества. Он был последовательным приверженцем свободы и независимости человека. Свое обращение ко всем сословьям в прологе к Статуту 1588г. он начинает следующими словами: «Мудрецы всех веков считали что, пристойному человеку ничего не может быть дороже свободы. «( Статут 1588г.) Смысл свободы же складывают права человека на  собственность и личную неприкосновенность. Он подчеркивает:«Для пристойного человека нет большего наслаждения, чем жить на своей Родине в полной безопасности, ни с кем не биться и не ругаться, и чтоб его никто не обесславил или покалечил, или позарился на его добро. Ни чему иному не будет обвязан такой человек, только закону, под охраной которого он может жить спокойно, не чувствуя над собой ни стыда, ни доноса».

Современные белорусские ученые С.А.Подокшин, Я.А.Юхо отмечают, что фактически впервые Сапега, ссылающийся на древних мыслителей (Аристотеля, Цицерона и др.) в Послании выразительно сформулировал принцип верховенства закона, который был создан в античные времена. Он отмечал, что судьба народа и общества принадлежат системе власти, основанной на подчинении всех членов общества закону. Право с его точки зрения является узаконенным разумом, который подчиняет, сдерживает и направляет несовершенную человеческую волю. Сапега подчеркивает:«Чтоб не только сосед или другой человек, но и сам хозяин власти над нами не имел, кроме того, что позволено законом».