Защита от коррозии цистерн, предназначаемых для перевозки нефтепродуктов

Страницы работы

1 страница (Word-файл)

Содержание работы

Чтобы не сомневаться в необходимости зашиты от коррозшг цистерн, предназначаемых для перевозки нефтепродуктов, особен­но высокосортных бензинов и масел, которые сами по себе не ока­зывают корродирующего действия на металлы, следует рассмотреть условия эксплуатации этих цистерн. Рассмотрим причины возникно­вения в цистерне процесса коррозии. При неполном заполнении цистерны, на участках ее поверхности, расположенных выше зерка­ла жидкости, конденсируется влага из атмосферного воздуха, за­полняющего свободный объем цистерн. Эта влага и является при­чиной коррозии внутренней поверхности незаполненной части цис­терн, несмотря на наличие пленки нефтепродуктов, которая в опре­деленных условиях может даже способствовать усилению процесса разрушения.

Фактором, усиливающим процесс коррозии при действии кон­денсированной влаги, является также постоянно перемещающаяся при движении цистерны ватерлиния.

Особенно опасны в смысле возникновения коррозии порожние пробеги цистерн, а также систематические промывки последних горячей водой с целью очистки и удаления огнеопасных паров.

Анализ загрузки железнодорожных цистерн показывает, что большая часть их эксплуатируется в условиях, позволяющих огра­ничиться футеровками и покрытиями. Так, например, по данным Эксле и Кэннет Ле-Февр (611, из 174 тыс. цистерн, находившихся в эксплуатации в 1956 г. на железных дорогах США, только для 2% цистерн оказалось необходимым применение специальных ста­лей или цветных металлов; 10% парка, т. е. 17 тыс. цистерн, защи­щены от коррозии различными покрытиями и футеровками. Осталь­ные цистерны вовсе не имеют покрытий.

[("Авторы рекомендуют широкий перечень материалов в качестве покрытий и футеровок для защиты цистерн от коррозии. Покрытия с толщиной слоя от 0,1 до 0,37 мм рекомендуются в тех случаях, когда перевозимые продукты практически не оказывают коррозион­ного действия на материал, из которого сделана цистерна, и ее необ­ходимо защищать в основном с целью предотвращения загрязне­ния перевозимых продуктов.

Для тонких покрытий рекомендуются следующие металлы, на­несенные методом распыления:

цинк или алюминий (главным образом для цистерн, предназна­ченных под перевозку бесцветных прозрачных жидкостей, как, на­пример, глицерин, гликоли, ацетон, фталевый ангидрид, прозрач­ные лаки, нефтепродукты, а также различные растворители);

олово (для цистерн под перевозку этилендиамина).

Кроме этого, рекомендуются различные органические пленки, а именно: •

виниловые пленки (для цистерн под продукты питания и напиг-ков);

неопреновые пленки (для щелочных оред, кислых газов, масел и жиров);

56


пленки на базе фенольиых .-мел (дл-г цистерн пот перевозки органических кислот и растворителей), а также асфальтобитумные покрытия, хлорированная резина и другие пленки на базе чскус-ственных смол^

Авторы отмечают, ч,о при нанесении тонких покрытий с ука­
занной толщиной слоя на внутреннюю поверхность цистеон нельзя
гарантировать отсутствие пор. Поэтому в тех случаях когда не­
допустима пористость, для защиты цистерн от коррозии следует
применять листовую футеровку из перечисленных матернаюв с
укреплением ее на поверхности специальными кислотоупорными
цементами.                                                                                                   "

По указанию авторов [6], особо надежную защиту цистерн обес­печивают комбинированные футеровки, позволяющие увеличить срок^эксплуатации цистерн и универсальность их 'использования.

Сочетание металлизации распылением с последующим нанесе­нием пленки из органических материалов обеспечивает прочность сцепления покрытия с основным металлом цистерны, предупреж­дает образование сквозных пор и повышает механическую прочность защитного слоя.

Юсобое внимание при нанесении защитных покрытий на внут­реннюю поверхность цистерн должно обращаться на предваритель­ную подготовку поверхности основного металла. На его поверх­ности не только недопустимо наличие ржавчины, окалины и других загрязнений, но, кроме того, к ней предъявляются особые требова­ния по макрогеометрии [62]^Л

Хорошие результаты испытаний различных лакокрасочных мате­риалов (применяемых для защиты от коррозии цистерн для пере­возки бензина) были получены с лакокрасочными покрытиями на базе винилиденхлорида и акрилонитрила (сополимера), которые при толщине слоя 0,2 мм обеспечили защиту металла от коррозии в течение 4 лет [63]. Двести цистерн, покрытых указанными лако-' красочными материалами, уже в течение двух лет эксплуатируют­ся на перевозке бензина без каких-либо осложнений.

В статье, посвященной вопросу защиты от коррозии цистерн и холодильников [16], указывается, что для защиты поверхности цис­терн от воздействия серной кислоты применялись толстые слои (порядка 0,15 мм) покрытий из специальной мастики или микро­кристаллических восковых эмульсий, но эксплуатационные характе­ристики и составы этих материалов не приводятся.

Для защиты от коррозии цистерн и главным образом для обес­печения требуемой чистоты перевозимых продуктов — хлористого бензина, бромистого этилена, фенола и химически чистой каусти­ческой соды — находят применение никелевые покрытия, наносимые плакировкой, гальваническим осаждением или методом химическо­го никелирования (процесс Каниген).

Хэммонд [64] сообщает о применении цинкового покрытия с толщиной слоя 0,2 мм, нанесенного методом металлизации на внут­реннюю поверхность цистерн для перевозки глицерина, метил-

Похожие материалы

Информация о работе