Чтобы не сомневаться в необходимости зашиты от коррозшг цистерн, предназначаемых для перевозки нефтепродуктов, особенно высокосортных бензинов и масел, которые сами по себе не оказывают корродирующего действия на металлы, следует рассмотреть условия эксплуатации этих цистерн. Рассмотрим причины возникновения в цистерне процесса коррозии. При неполном заполнении цистерны, на участках ее поверхности, расположенных выше зеркала жидкости, конденсируется влага из атмосферного воздуха, заполняющего свободный объем цистерн. Эта влага и является причиной коррозии внутренней поверхности незаполненной части цистерн, несмотря на наличие пленки нефтепродуктов, которая в определенных условиях может даже способствовать усилению процесса разрушения.
Фактором, усиливающим процесс коррозии при действии конденсированной влаги, является также постоянно перемещающаяся при движении цистерны ватерлиния.
Особенно опасны в смысле возникновения коррозии порожние пробеги цистерн, а также систематические промывки последних горячей водой с целью очистки и удаления огнеопасных паров.
Анализ загрузки железнодорожных цистерн показывает, что большая часть их эксплуатируется в условиях, позволяющих ограничиться футеровками и покрытиями. Так, например, по данным Эксле и Кэннет Ле-Февр (611, из 174 тыс. цистерн, находившихся в эксплуатации в 1956 г. на железных дорогах США, только для 2% цистерн оказалось необходимым применение специальных сталей или цветных металлов; 10% парка, т. е. 17 тыс. цистерн, защищены от коррозии различными покрытиями и футеровками. Остальные цистерны вовсе не имеют покрытий.
[("Авторы рекомендуют широкий перечень материалов в качестве покрытий и футеровок для защиты цистерн от коррозии. Покрытия с толщиной слоя от 0,1 до 0,37 мм рекомендуются в тех случаях, когда перевозимые продукты практически не оказывают коррозионного действия на материал, из которого сделана цистерна, и ее необходимо защищать в основном с целью предотвращения загрязнения перевозимых продуктов.
Для тонких покрытий рекомендуются следующие металлы, нанесенные методом распыления:
цинк или алюминий (главным образом для цистерн, предназначенных под перевозку бесцветных прозрачных жидкостей, как, например, глицерин, гликоли, ацетон, фталевый ангидрид, прозрачные лаки, нефтепродукты, а также различные растворители);
олово (для цистерн под перевозку этилендиамина).
Кроме этого, рекомендуются различные органические пленки, а именно: •
виниловые пленки (для цистерн под продукты питания и напиг-ков);
неопреновые пленки (для щелочных оред, кислых газов, масел и жиров);
56
пленки на базе фенольиых .-мел (дл-г цистерн пот перевозки органических кислот и растворителей), а также асфальтобитумные покрытия, хлорированная резина и другие пленки на базе чскус-ственных смол^
Авторы отмечают, ч,о
при нанесении
тонких покрытий с ука
занной толщиной слоя на внутреннюю поверхность цистеон нельзя
гарантировать отсутствие пор. Поэтому в тех случаях когда не
допустима пористость, для защиты цистерн от коррозии следует
применять листовую футеровку из перечисленных матернаюв с
укреплением ее на поверхности
специальными кислотоупорными
цементами. "
По указанию авторов [6], особо надежную защиту цистерн обеспечивают комбинированные футеровки, позволяющие увеличить срок^эксплуатации цистерн и универсальность их 'использования.
Сочетание металлизации распылением с последующим нанесением пленки из органических материалов обеспечивает прочность сцепления покрытия с основным металлом цистерны, предупреждает образование сквозных пор и повышает механическую прочность защитного слоя.
Юсобое внимание при нанесении защитных покрытий на внутреннюю поверхность цистерн должно обращаться на предварительную подготовку поверхности основного металла. На его поверхности не только недопустимо наличие ржавчины, окалины и других загрязнений, но, кроме того, к ней предъявляются особые требования по макрогеометрии [62]^Л
Хорошие результаты испытаний различных лакокрасочных материалов (применяемых для защиты от коррозии цистерн для перевозки бензина) были получены с лакокрасочными покрытиями на базе винилиденхлорида и акрилонитрила (сополимера), которые при толщине слоя 0,2 мм обеспечили защиту металла от коррозии в течение 4 лет [63]. Двести цистерн, покрытых указанными лако-' красочными материалами, уже в течение двух лет эксплуатируются на перевозке бензина без каких-либо осложнений.
В статье, посвященной вопросу защиты от коррозии цистерн и холодильников [16], указывается, что для защиты поверхности цистерн от воздействия серной кислоты применялись толстые слои (порядка 0,15 мм) покрытий из специальной мастики или микрокристаллических восковых эмульсий, но эксплуатационные характеристики и составы этих материалов не приводятся.
Для защиты от коррозии цистерн и главным образом для обеспечения требуемой чистоты перевозимых продуктов — хлористого бензина, бромистого этилена, фенола и химически чистой каустической соды — находят применение никелевые покрытия, наносимые плакировкой, гальваническим осаждением или методом химического никелирования (процесс Каниген).
Хэммонд [64] сообщает о применении цинкового покрытия с толщиной слоя 0,2 мм, нанесенного методом металлизации на внутреннюю поверхность цистерн для перевозки глицерина, метил-
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.