Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО “Сибирский государственный технологический университет”
Механический факультет
Кафедра технологии конструкционных материалов и машиностроения
РАСЧЕТ МЕХАНИЗМА НАТЯЖЕНИЯ РЕМНЯ ВЕНТИЛЯТОРА
Пояснительная записка
(ТКММ. 000000.108ПЗ)
Руководитель:
_________________________
_________________________
(ОЦЕНКА,ДАТА)
Разработал:
Студент группы 93-7
____________
(подпись)
________________________
(дата)
Тема:”Расчет механизма натяжения ремня вентилятора”
Таблица 1 – Исходные данные для расчета (вариант 15)
вариант |
а |
б |
в |
г |
||||||||||
материал |
d, мм |
d2, мм |
l, мм |
Mk, Нм |
Р, Кн |
d, мм |
d, мм |
соединение |
№ под |
R, KH |
Класс |
условия |
||
вал |
втулка |
|||||||||||||
15 |
Сталь 50 |
Чугун КЧ-30-6 |
45 |
65 |
60 |
120 |
1,5 |
45 |
55 |
Шпонка призматическая, соединение нормальное |
209 |
1 |
0 |
Нагрузка с ударами, перегрузка до 150% |
Таблица №2-Исходные данные для расчета размерной цепи
Размеры звеньев, мм |
|||
А1 |
А2 |
А3 |
А0 |
27Н10 |
5h9 |
19h7 |
2,95-3,10 |
Замыкающее звено А0 – толщина стопорного кольца
Привод вентилятора осуществляется 2-мя клиновыми ремнями. Крыльчатка вентилятора устанавливается на фланец (на чертеже не показана) шкива . Шкив установлен на 2-х подшипниках на оси. Ось запрессована в кронштейн .В оси нарезана резьба , в которую завинчивается натяжной болт с контргайкой. В кронштейне имеются отверстия – прорези , позволяющие перемещать на определенную величину вентилятор в сборе и тем самым регулировать натяжение ремня .
2.1 Требования предъявляемые к посадке с натягом
Посадки с натягом в механизмах применяют для соединения деталей и передачи крутящего момента. Прилагаемый к сопряжению крутящий момент должен передаваться за счет сил трения , возникающих на сопрягаемых поверхностях деталей под воздействием натяга. При выборе посадки для конкретного сопряжения необходимо выдержать два условия:
1.При наименьшем натяге должна обеспечиваться передача внешнего момента, осевой силы или совместного их действия
2.При наибольшем натяге выбранная посадка не должна разрушать спрягаемые детали.
2.2 Расчет посадки с натягом
Для расчета предложено сопряжение коническая шестерня- вал редуктора. По заданию на сопряжение действует крутящий момент и осевая сила, поэтому расчет посадки с натягом будем вести для условия совместного действия крутящего момента и осевой силы.
Условия выбора посадки:
Nmin>=[Nmin] Nmax<=[Nmax]
Где [Nmin],[Nmax]- допустимый минимальный и максимальный натяг в сопряжении;
Nmin,Nmax- минимальный и максимальный натяг выбранной посадки
Величину натяга Nmin вычисляем по формуле 2.8[1]
где Pэ- удельное эксплуатационное давление по поверхности контакта, Па;
d- номинальный диаметр соединения, м;
Е1,Е2-модули упругости соединяемых деталей
С1;С2-коэфифциенты Ляме (формула 2.9 [1])
где d1,d2- диаметры колец, мм
-коэффициент Пуассона для металлов вала и отверстия (приложение А1 [1])
По формуле 2.12 [1] определим минимальное удельное давление [Рэ min]
где
n-коэффициент запаса прочности в соединении на возможные перегрузки;n=1,5-2,0
Учитывая наличие шпонки в соединении, примем n=1
Mkp-наибольший прикладываемый к одной детали момент кручения, Нм
Mkp=120,0 Нм
Р- осевая сила
Р=1,0 Кн
d=0.045 мм
l-длина соединения, м ; l=0,06
f-коэффициент трения(приложение А.2 [1])
f=0,15(для деталей из стали)
По формуле 2.8 (приложение А1 [1]) определяем наименьший расчетный натяг, предварительно определив коэффициенты Ляме С1 и С2:
d1=0; ==0.3 (приложение А1 [1])
Определим минимальный натяг [Nmin], обеспечивающий передачу заданного крутящего момента и осевой силы ([1],пормула2.8 )
[Nmin]=N’ min+U+Ut+Uц=0,125+2*(6,3*0,3+0,4*10)=11,90мкм где U=2(Rz1*К1+Rz2*К2)- поправка учитывающая смятие неровностей поверхностей деталей при запрессовки;
К-коэффициент смятия неровностей
К1=0,3 К2=0,4
Rz1 и Rz2- высота микронеровностей поверхностей вала и отверстия (приложение А5 [1]);
Rz1=6,3 мкм ,Rz2=10 мкм для диаметра 45 мм при точности изготовления вала по 7 квалитету, а отверстия 8 квалитету;
Ut-поправка на различные температурные условия при сборке и работе редуктора;
Uц-поправка на деформацию деталей под действием центробежных сил;
Ut=0,т.к. рабочая температура редуктора не более 100оС;
Uц=0,т.к. рабочие скорости редуктора не более 10-15 м/с.
Определим максимально допустимый натяг Nmax (формула2.19 [1])
[Nmax]=N’max*Uуд+U+Ut+Uц где N’max-наибольший допустимый натяг для идеально гладких повехностей деталей;
Uуд-поправка на увеличение контактного давления у торцов охватывающей деталь, если длина ступицы l<d.
При l>d Uуд=1
Определим N’max по формуле 2.15 [1],приняв для расчета меньшее значение [Pдоп]
[Pдоп1]=2,204*108 Па
[Pдоп2]=0,53*108 Па
[Nmax]=76,32*1,9+11,77+0+0=156,78 мкм
Используя рекомендуемые посадки (ГОСТ 25346-89, прил.Г.3[1]), выберем предпочтительную посадку первого ряда
Минимальный и максимальный натяг выбранной посадки:
Nmin=11,90 мкм Nmax=156,78 мкм
Условия выбора посадки выполняются
Nmin 18,0 мкм> [ Nmin] 11,90мкм
Nmax 59,0 мкм <[Nmax] 156,78 мкм
2.3 Расчет деформации сопрягаемых деталей
При расчете посадок с натягом, после выбора посадки по стандарту, в необходимых случаях производится расчет деформации сопрягаемых деталей.
Расчет деформации сопрягаемых деталей выполняется в тех случаях
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.