Федеральное агенство образования и науки РФ
ГОУ ВПО Сибирский государственный технологический университет
Механический факультет
Кафедра технологии конструкционных материалов и машиностроения
(ТКММ.069148.199.ПЗ)
Руководитель: ______________ (подпись) ______________ (оценка, дата) Разработал: Студент группы 91-01 ______________ (подпись) ____________________ (дата) |
Красноярск 2007
Задание на курсовое проектирование.
Таблица А1 – Исходные данные для расчета (Вариант №12).
Сопряжения |
||||||||||
а |
б |
в |
г |
|||||||
d, мм |
d2, мм |
l, мм |
Mкр, Нм |
P Кн |
d, мм |
соединение |
Номер подшип. |
R, кН |
Класс |
|
45 |
100 |
65 |
45 |
1,1 |
50 |
Шпонка призматическая, соединение нормальное |
7310 |
17,0 |
0 |
* Примечания:
1. Нагрузка с ударами, перегрузки до 150%
2. Материал вала – Сталь 20
3. Материал втулки – Сталь 45
Таблица А2 – Исходные данные для расчета размерной цепи.
А1 |
A2, А3 |
А4 |
А5 |
А6 |
А0 |
100h9 |
27h7 |
8h9
|
40p6 |
2f8 |
0.1-0.3 |
Замыкающее
звено А0 – зазор между крышкой подшипника и наружным кольцом
подшипника.
Содержание
1. Анализ конструкционного узла……………………………………………...3
2. Расчет и выбор посадки с гарантированным натягом………………..…….4
3. Выбор посадки шпоночного соединения………………………...………….9
4. Выбор параметров центрирования посадок шлицевых соединений…….10
5. Расчет и выбор посадок колец подшипника качения…………………….10
6. Расчет калибров……………………………………………………………...13
7. Анализ размерной цепи……………………………………………………..15
8. Библиографический список………………………………………………..18
Библиографический список
1. Байделюк В.С. Основы взаимозаменяемости: учебное пособие для студентов специальности 030500 всех форм обучения и учащихся техникумов и колледжей. – Красноярск: СибГТУ,2001. – 124 с.
2. ГОСТ 25346-89. Основные нормы взаимозаменяемости ЕСДП. Общие положения, ряды допусков и основных отклонений.
3. ГОСТ 24853-81. Калибры гладкие для размеров до 500 мм. Допуски.
4. ГОСТ 23360-78. Соединения шпоночные с призматическими шпонками. Размеры шпонок и сечения пазов. Допуски и посадки
1 Анализ конструкции входного вала конического редуктора
Конические редукторы используются в различных приводах механизмов и машин, где необходимо передавать вращательное движение под углом. Для нормальной работы конической зубчатой передачи необходимо обеспечить определенный боковой зазор и правильность зацепления (пятно контакта) в конической паре, а также обеспечить регулирование осевого и радиального зазоров в подшипниках качения.
В рассматриваемой конструкции входной вал конического редуктора установлен на двух конических роликовых подшипниках в стакане. Зазор в подшипниках (между крышкой подшипника и наружным кольцом подшипника) регулируется набором прокладок между фланцем стакана и крышкой подшипника.
Стакан собирается как отдельная сборочная единица, устанавливается в корпус редуктора и крепится к нему болтами. Перемещая стакан в осевом направлении, регулируют правильность зацепления и зазор в конической паре редуктора.
Исходя из назначения и конструкции рассматриваемого входного вала конического редуктора можно сделать заключение: редуктор общего назначения; при расчетах целесообразно использовать квалитеты средней точности.
2 Расчет и выбор посадки с натягом
2. 1 Требования, предъявляемые к посадке с натягом
1) При наименьшем натяге должна обеспечиваться передача внешнего момента, осевой силы и их совместного действия.
2) При наибольшем натяге выбранная посадка не должна разрушать сопрягаемые детали.
2. 2 Расчет посадки с натягом
Для расчета предложено соединение вал редуктора – коническая шестерня. По заданию на сопряжение действует крутящий момент и осевая сила, поэтому расчет посадки с натягом будем вести для условия совместного действия крутящего момента и осевой силы.
Условия выбора посадки:
где [N min], [N max] – допустимый минимальный и максимальный натяги в сопряжении;
N min, N max – минимальный и максимальный натяги выбранной посадки.
Величина удельного контактного эксплуатационного давления определяется по формуле:
(2. 2. 1)
Где: Mкр - крутящий момент, Mкр =45Нм;
d, l - номинальные диаметр и длина соединения, d=45, l=65 мм;
n - коэффициент запаса прочности соединения на возможные перегрузки, n=1,5 – 2; (Учитывая наличие шпонки в соединении, примем n=1)
f - коэффициент трения (см. прил. А2 [1]), для сталей f=0,15.
Р – осевая сила, Р =1100 Н.
Определим наименьший натяг, предварительно определив коэффициенты Ляме С1 и С2:
(2. 2. 2)
(2. 2. 3)
Где: d – номинальный диаметр соединения, d=45 мм;
d2 – диаметр кольца, d2=100мм;
d1 = 0, т. к. вал цельный;
m1 , m2 – коэффициенты Пуассона для металлов (сталей) вала и отверстия, m1, m2= 0,3 (прил. А1 [1]).
Определяем величину наименьшего натяга по формуле:
(2.2.4.)
Где: Е1, Е2 – модули упругости материалов соединяемых деталей (прил. А1[1]),
Для стали Е= (1,9 – 2,2)×1011 Па; примем Е=2∙1011Па
Определим минимальный натяг [N min], обеспечивающий передачу заданного крутящего момента и осевой силы:
(2. 2. 5)
Где: U = 2K(Rz1+Rz2) – поправка, учитывающая смятие неровностей поверхностей деталей при запрессовке;
К – коэффициент смятия неровностей (прил. А. 4, [1]);
К = 0,3 для деталей из одинакового материала; сборка со смазкой;
Rz1 и Rz2 – высота микронеровностей поверхностей вала и отверстия (прил
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.