работе дизеля на номинальном режиме можно с достаточной степенью точности принять показатель политропы сжатия приблизительно равным показателю адиабаты, который определяется по номограмме (рисунок 25)[1]:
при ε = 16,5 и Т= 378 К
k1 =1,363, а n1 =1,363.
Давление и температура в конце сжатия
 ,
МПа                                            (1.10)
,
МПа                                            (1.10)
 , МПа
, МПа  
 , К                                              (1.11)
, К                                              (1.11)
 , К
, К
 ,
ºС                                             (1.12)
,
ºС                                             (1.12)
 , ºС
, ºС
Средняя мольная теплоемкость в конце сжатия, кДж/(кмоль· К):
Воздуха:
 (1.13)
                                     (1.13)
 , кДж/(кмоль· К)
, кДж/(кмоль· К)
Остаточных газов:
Определяется по таблице 8 методом интерполяции для дизеля с наддувом при =1,7 и tc = 773 °С
 , кДж/(кмоль·
К)
, кДж/(кмоль·
К)
Рабочей смеси:
 (1.14)
                                 
(1.14)
 , кДж/(кмоль· К)
, кДж/(кмоль· К)
Процесс сгорания
Коэффициент молекулярного изменения свежей смеси в дизелях:
 (1.15)
                                                  (1.15)

Коэффициент молекулярного изменения рабочей смеси в дизелях:
 (1.16)
                                               
(1.16)

Теплота сгорания рабочей смеси в дизелях:
 (1.17)
                                         
(1.17)
 , кДж/кмоль раб. смеси
, кДж/кмоль раб. смеси
Средняя мольная теплоемкость продуктов сгорания в дизелях:
 (1.18)
   (1.18)

 (1.19)
                                          
(1.19)

Температура в конце видимого процесса сгорания
 (1.20)
                (1.20)
где ξ – коэффициент использования теплоты, ξ = 0,86
λ – степень повышения давления, λ = 1,5
 или
 или

 ,°С
,°С
 , К
, К
Максимальное давление сгорания для дизелей, МПа.
 (1.21)
                                                
(1.21)
 , МПа.
, МПа.
Степень предварительного расширения для дизелей:
 (1.22)
                                                
(1.22)

Процесс расширения.
Степень последующего расширения
 (1.23)
                                                  
(1.23)

Средние показатели адиабаты и политропы расширения для дизелей выбираются следующим образом. На номинальном режиме можно принять показатель политропы расширения с учетом достаточно больших размеров цилиндра, несколько меньше показателя адиабаты расширения, который определяется по номограмме (рис. 30)[1] для дизелей:
при δ=11,3; Тz,= 2216,3 К и α = 1,7
k2= 1,2788, а n2 = 1,268.
давление и температура в конце расширения для дизелей:
 (1.24)
                                                   (1.24)
 , МПа
, МПа
 (1.25)
                                                  
(1.25)
 , К
, К
Проверка ранее принятой температуры остаточных газов для дизелей:
 (1.26)
                                                     
 (1.26)

 что допустимо.
 что допустимо.
Индикаторные параметры рабочего цикла.
Теоретическое среднее индикаторное давление, МПа
 (1.27)
                 (1.27)
 , МПа
, МПа
Среднее индикаторное давление для дизелей, МПа
 (1.28)
                                                
(1.28)
где φи – коэффициент полноты диаграммы, φи = 0,95
 , МПа.
, МПа.
Индикаторный к.п.д. для дизелей
 (1.29)
                                               
(1.29)

Индикаторный удельный расход топлива для дизелей, г/(кВт·ч):
 (1.30)
                                                 
(1.30)
 , г/(кВт·ч)
, г/(кВт·ч)
Эффективные показатели двигателя.
Среднее давление механических потерь, МПа:
 (1.31)
                                     
(1.31)
где vп.ср – средняя скорость поршня предварительно принимается для тракторных двигателей в пределах 5,5 – 10,5, vп.ср = 6,9 м/с
 , МПа
, МПа
Среднее эффективное давление и механический к.п.д. для дизелей:
 , МПа                                          
(1.32)
, МПа                                          
(1.32)
 , МПа
, МПа
 (1.33)
                                                  
(1.33)

Эффективный к.п.д. и эффективный удельный расход топлива для дизелей:
 (1.34)
                                                    (1.34)

 , г/(кВт
ч)                                         (1.35)
, г/(кВт
ч)                                         (1.35)
 , г/(кВт·ч)
, г/(кВт·ч)
Основные параметры цилиндра и двигателя.
Литраж двигателя, л:
 (1.36)
                                                 
(1.36)
 , л.
, л.
Рабочий объем цилиндра, л:
 (1.37)
                                                   
(1.37)
 , л.
, л.
Принимаем S/D = 1
Определяем диаметр цилиндра, мм:
 (1.38)
                                              
(1.38)
 , мм.
, мм.
Принимаем D = S = 115 мм
По окончательно принятым значениям D и S определяются основные параметры и показатели двигателя:
 ,л                                              
(1.39)
,л                                              
(1.39)
 , л
, л
 ,мм2                                            
(1.40)
,мм2                                            
(1.40)
 мм2 = 113,81см2
мм2 = 113,81см2
 ,
м/с                                           (1.41)
,
м/с                                           (1.41)
 , м/с что достаточно близко (ошибка
<2%) к ранее принятому значению           vn.ср = 6,9 м/с;
, м/с что достаточно близко (ошибка
<2%) к ранее принятому значению           vn.ср = 6,9 м/с;
 ,
кВт                                             (1.42)
,
кВт                                             (1.42) 
 , кВт
, кВт
 ,
Н·м                                         (1.43)
,
Н·м                                         (1.43)
 , Н·м
, Н·м
 ,
кг/ч                                               (1.44)
,
кг/ч                                               (1.44)
 , кг/ч
, кг/ч
 , кВт/дм3                                                                    
(1.45)
, кВт/дм3                                                                    
(1.45)
 , кВт/дм3
, кВт/дм3
Построение индикаторной диаграммы дизеля с наддувом.
Масштабы диаграммы (рисунок 1):
масштаб хода поршня МS = 1,0 мм в мм;
масштаб давлений МP = 0,08 МПа в мм.
Приведенные величины рабочего объема цилиндра и объема камеры сгорания соответственно:
АВ= S/МS= 115/1,0 = 115 мм; (1.46)
ОА = АВ/( ε – 1) = 115/(16,5 – 1) =7,5 мм. (1.47)
Максимальная высота диаграммы (точки z’ и z) и положение точки z по оси абсцисс
 , мм                                      (1.48)
, мм                                      (1.48)
 ,
мм                              (1.49)
,
мм                              (1.49)
Ординаты характерных точек:
 ,мм                                           
(1.50)
,мм                                           
(1.50)
 ,мм                                          (1.51)
,мм                                          (1.51)
 ,мм                                        
(1.52)
,мм                                        
(1.52)
 ,мм                                          
(1.53)
,мм                                          
(1.53)
 ,мм                                 
       (1.54)
,мм                                 
       (1.54)
 ,мм                                        
(1.55)
,мм                                        
(1.55)
Построение политроп сжатия и расширения проводится графическим методом а) для луча ОС принимаем угол α = 15°;
б) ;
; 
в) используя лучи 0D и ОС, строим политропу сжатия, начиная с точки с.
г)  ,
, 
д) используя лучи ОЕ и ОС, строим политропу расширения, начиная с точки z .
Теоретическое среднее индикаторное давление
 , МПа                                      
(1.56)
, МПа                                      
(1.56)
где F/ - площадь диаграммы асz’zbа.
что очень близко к величине Р =1,339 МПа, полученной в тепловом расчете.
Скругление индикаторной диаграммы.
Ориентировочно устанавливаются следующие фазы газораспределения:
впуск - начало (точка r‘) за 25° до в.м.т. и окончание (точка а”) - 60° после н.м.т.;
выпуск - начало (точка b’) за 60° до н.м.т. и окончание (точка а’) - 25° после в.м.т.
угол опережения впрыска 20° (точка с’) и продолжительность периода задержки воспламенения ∆φ1 = 8° (точка f).
В соответствии с принятыми фазами газораспределения и углом опережения впрыска определяется положение точек b’, r’, a’, а”, с’ и f по формуле для перемещения поршня:
АХ=(АВ/2)[(1 - соsφ) + (λ/4)(1 – соs2φ)], мм (1.57)
где λ - отношение радиуса кривошипа к длине шатуна, ориентировочно устанавливаем λ = 0,270.
Результаты расчета ординат точек b’, r’, a’, а”, с’ и f приведены в таблице 1.
Таблица 1
| Обозначение точки | Положение точки | φ | 
 | Расстояние АХ точек от В.М.Т., мм | 
| в/ | 60 до НМТ | 120 | 1,601 | 92 | 
| r/ | 25 до ВМТ | 25 | 0,122 | 7 | 
| a/ | 25 после ВМТ | 25 | 0,122 | 7 | 
| a// | 60 после НМТ | 120 | 1,601 | 92 | 
| c/ | 20 до ВМТ | 20 | 0,076 | 4,4 | 
| f | 8 до ВМТ | 12 | 0,038 | 2,2 | 
Положение точки с” определяют из выражения
рС″ =(1,15…1,25) рС , МПа (1.58)
рС″ =1,15 · 7,715 =8,879 МПа
 мм                                          
(1.59)
 мм                                          
(1.59)
Общее количество теплоты, введенной в двигатель с топливом, Дж/с:
 (2.1)
                                               
(2.1)
 , Дж/с
, Дж/с
Теплота, эквивалентная эффективной работе за 1с, для дизелей, Дж/с:
 (2.2)
                                              
(2.2)
 , Дж/с
, Дж/с
Теплота, передаваемая охлаждающей среде, для дизелей, Дж/с:
 (2.3)
                                       
(2.3)
где С - коэффициент пропорциональности (для четырехтактных двигателей С= 0,45 + 0,53), С=0,5;
m - показатель степени (для четырехтактных двигателей m = 0,б-О,7), m=0,66
 Дж/с
 Дж/с
 (2.4)
                              (2.4)
где  =
= кДж/(кмоль·К)
кДж/(кмоль·К)
 =23,322
кДж/(кмоль·К) – определено по таблице 8[1],  при α=1,7 и tr =Tr – 273=518,2ºC
=23,322
кДж/(кмоль·К) – определено по таблице 8[1],  при α=1,7 и tr =Tr – 273=518,2ºC
 =
= кДж/(кмоль·К)
 кДж/(кмоль·К)
 =23,322
кДж/(кмоль·К) – определено по таблице 5[1], графа “воздух”  при tк =Tк – 273=518,2ºC
=23,322
кДж/(кмоль·К) – определено по таблице 5[1], графа “воздух”  при tк =Tк – 273=518,2ºC
 Дж/с
Дж/с
Неучтенные потери теплоты
 (2.5)
                                   
(2.5)
 , Дж/с.
, Дж/с.
Составляющие теплового баланса представлены в таблице 2.
Таблица 2
| Составляющие теплового баланса | Q Дж/с | g, % | 
| Теплота, эквивалентная эффективной работе | 81300 | 42,,2 | 
| Теплота, передаваемая охлаждающей среде | 46968 | 24,4 | 
| Теплота, унесенная с отработавшими газами | 56263 | 29,2 | 
| Неучтённые потери теплоты | 8099 | 4,2 | 
| Общее количество теплоты, введенной в двигатель с топливом | 19263 | 100 | 
3 Расчет внешней скоростной характеристики дизеля.
На. основании теплового расчета, проведенного для режима номинальной мощности, получены следующие параметры, необходимые для расчета и построения внешней скоростной характеристики дизеля: Все расчетные данные заносятся в таблицу 3
Таблица 3
| Частота вращения коленчатого вала nx, об/мин | Параметры внешней скоростной характеристики | ||||||||||
| Nex | Mex | Pex | ν п.ср.x | Pмx | Pix | Mix | g ex | GTx | α x | η vx | |
| 600 | 31,8 | 506 | 1,331 | 2,3 | 0,116 | 1,447 | 550 | 229,3 | 7,3 | 1,258 | 0,875 | 
| 1000 | 55,2 | 528 | 1,388 | 3,8 | 0,134 | 1,523 | 579 | 199,9 | 11,0 | 1,400 | 0,885 | 
| 1400 | 73,8 | 503 | 1,324 | 5,4 | 0,152 | 1,476 | 561 | 191,7 | 14,1 | 1,560 | 0,902 | 
| 1750 | 81,3 | 444 | 1,168 | 6,7 | 0,168 | 1,336 | 507 | 201,8 | 16,4 | 1,700 | 0,913 | 
Мощность в расчетных точках, кВт:
 (3.1)
                           (3.1)
Эффективный крутящий момент, Н м
 (3.2)
                                          (3.2)
Среднее эффективное давление, МПа
 (3.3)
                                              (3.3)
Средняя скорость поршня, м/с
 (3.4)
                                               (3.4)
Среднее давление механических потерь, МПа
 (3.5)
                                       (3.5)
Среднее индикаторное давление, МПа
 (3.6)
                                               (3.6)
Индикаторный крутящий момент, Н м
 (3.7)
                                             (3.7)
Удельный эффективный расход топлива для дизелей, г/(кВт ч)
 (3.8)
                                (3.8)
Часовой расход топлива, кг/ч
 (3.9)
                                               (3.9)
Коэффициент избытка воздуха. Принимаем для дизелей:
 (3.10)
                                             (3.10)
Соединяя точки αn min и αN прямой линией, получим значения αx для всех
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.