Таблица 1 – определение передаточного числа цепной передачи
, мин |
, мин |
, мин |
|
27,7 |
18,51 |
13,8 |
|
4,39 |
2,9 |
2,19 |
Принимаем, предварительно, передаточное число редуктора , тогда передаточное отношение ременной передачи при различных частотах электродвигателя различное (таблица 3.1). Принимаем электродвигатель с частотой вращения вала мин, тогда округляем передаточное отношение по стандартному ряду 4,5.
Далее по таблице А.5 [1] подбираю электродвигатель с мощностью Рдв, кВт ротора ближайшим к Ртр.
Принимаю электродвигатель 4А типоразмер 132М4: Рдв= 11 кВт; nдв=1500 мин-1.
Полученные значения передаточных чисел соответствуют рекомендованным [2, табл. 1.2].
После определения передаточных чисел вычисляю частоты вращения, угловые скорости, мощности и вращающие моменты на валах передачи.
Частоту вращения определяю по формуле, в мин-1
n1=nдв= 1500 мин-1;
n2=n1/up (3.7)
n2=1500/6,3=238 мин-1;
n3= 53 мин-1.
Угловые скорости определяю по формулам, в с-1
ω1=π*nдв/30 (3.8)
ω1=3,14*1500/30=157 с-1;
ω2= ω1/up (3.9)
ω2=157/6,3=24,9 с-1;
ω3= ω2/uз (3.10)
ω3=24,9/4,5=5,65 с-1.
3.3 Мощности и крутящие моменты на валах
Мощности на валах определяю по формулам, в кВт
Р1=9,22 кВт;
Р2=Р1*ηЗ * ηГ *η (3.11)
Р2=9,22*0,992*0,98*0,98=8,68 кВт;
Р3=Р2*ηц*ηп (3.12)
Р3=8,68*0,98*0,99=8,3 кВт.
Т=Р/ω (3.13)
Т1 =9220/157=58,7 Н*м;
Т2= 8680/24,9=348,6 Н*м;
Т3= 8300/5,65=1469 Н*м.
Таблица 2 Кинематические параметры привода
Номер вала |
Р, КВт |
n, мин-1 |
ω, с-1 |
Т, Нм |
1 |
9,22 |
1500 |
157 |
58,7 |
2 |
8,68 |
238 |
24,9 |
348,6 |
3 |
8,3 |
54 |
5,65 |
1469 |
Выбор материала зубчатых колёс зависит от назначения передачи и условий её работы. В качестве материалов колёс применяют, стали, чугуны и пластмассы.
Основными материалами для зубчатых колёс служат термически обработанные стали. В зависимости от твёрдости стальные зубчатые колёса делятся на две группы.
Первая группа – колёса с твердостью поверхностей зубьев Н<=350HB. Применяются в слабо – и средненагруженных передачах. Материалами для колёс этой группы служат углеродистые стали 35, 40, 45, 50, 50Г и легированные стали 40Х, 45Х, 40ХН, 30ХГСА и др. Термообработку – улучшение производят до нарезания зубьев.
Колеса первой группы хорошо прирабатываются и не подвержены хрупкому разрушению.
Вторая группа – колеса с твердостью поверхностей Н>350 НВ.
По таблице 1.3 выбираем материал: сталь 40Х; термообработка улучшение; НВ=280 – шестерня; НВ= 260 – колесо.
Определяем допускаемое напряжение на контактную прочность
, где - коэффициент долговечности: ;
- предел контактной выносливости при улучшении НВ<350, Н / мм2;
.
Определим для колеса
=1,8*260 + 67=535 Н / мм2 .
Н / мм2.
Для шестерни
Н / мм2;
Н / мм2.
Проектный расчет ведем по меньшему значению (по слабому) Н / мм2.
Определение допускаемых напряжений изгиба Н / мм2,
, где ;
- допускаемые напряжения изгиба, Н / мм2
.
Для шестерни определим .
Н / мм2;
Для колеса
Н / мм2;
Н / мм2.
Межосевое расстояние , мм из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев определяю по формуле
, (4.3)
где КН – коэффициент нагрузки;
=43– коэффициент, межосевого расстояния;
- коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию.
Принимаю КН=1,03.
Принимаю .
мм.
Принимаю стандартное значение межосевого расстояния мм.
4.2 Модуль зацепления
Модуль зацепления определяю по формуле, в мм
m=(0,01 ÷ 0,02)аω, (4.4)
m=(1,4 ÷ 2,8) мм,
Принимаю стандартное значение модуля мм.
В косозубых передачах угол наклона зубьев принимают . Предварительно принимаю угол наклона зубьев .
Cсуммарное число зубьев определяю по формуле
, (4.5)
где аω – межосевое расстояние, мм;
m – модуль зацепления, мм.
zΣ=2*140*cos10°/2,0=138;
, (4.6)
где u3 – передаточное число.
Число зубьев шестерни определяю по формуле
z1=138/(6,3+1)=18,9 ≈ 19;
Число зубьев колеса определяю по формуле
z2 =zΣ - z1 (4.7)
z2=138-19=119.
(4.8)
uфз =119/19=6,26.
Отклонение :
Δ.
Погрешность не должна превышать 4%.
4.4 Уточнение действительной величины угла наклона зубьев
Уточняю действительное значение угла наклона зубьев по формуле
β=аrccos (z∑m/2aω ) (4.9)
β=arccos 11,8*2/2*140=9,6° > 8°
Делительные диаметры d, мм определяю по формуле
d=m*z/cosβ (4.10)
Делительный диаметр шестерни d1, мм
d1=2*19/сos9,6°=38,5 мм.
Делительный диаметр колеса d2, мм
d2=2*119/cos 9,6°=241,4 мм
4.4.2 Уточнение фактического межосевого расстояния
, (4.11)
где d1 и d2 – делительные диаметры шестерни и колеса, соответственно.
aω=(38,5+241,4)/2=140 мм.
Диаметры вершин dа, мм определяю по формуле
(4.12)
Диаметр вершин шестерни dа1, мм
da1=38,5+2*2=42,5 мм.
Диаметр вершин колеса dа1, ммI
da2=241,4+2*2=245,4 мм.
Диаметры впадин df, мм определяю по формуле
(4.13)
где m – модуль зацепления, мм.
Диаметр впадин шестерни df1, мм
df1=38,5 - 2,5*2=33,5 мм.
Диаметр впадин колеса df2, мм
df2=241,4-2,5*2=236,4 мм.
4.5 ирина венца колеса и шестерни
где ψba- коэффициент ширины зубчатого венца;
Определяю ширину венца колеса b2, мм по формуле
, (4.14)
b2=0,4*140=56 мм.
Ширину шестерни b1, мм определяю по формуле
(4.15)
b1=56+4=60 мм.
Определяю коэффициент ширины шестерни по формуле
(4.16)
ψbd=60/38,5=1,55
Таблица 3.2 Параметры зубчатой цилиндрической передачи
аω, мм |
m |
b, мм |
z |
β° |
d ,мм |
da ,мм |
df ,мм |
|
шестерня |
140 |
2 |
56 |
19 |
9,6 |
38,5 |
42,5 |
33,5 |
колесо |
140 |
2 |
60 |
119 |
9,6 |
241,4 |
245,4 |
236,4 |
Окружную силу , Н определяю по формуле
(5.1)
.
Рисунок 5.1 – Схема сил в зацеплении
5.1 Радиальные силы
Радиальную силу , Н определяю по формуле
(5.2)
Fr1=Fr2=2888*tg20°/cos9,6°=1066 Н.
Осевую силу , Н определяю по формуле
(5.3)
Fa1=Fa2=2888*tg9,6°=488,5 Н.
Определение окружной скорости:
(5.4)
м/с
9-я степень точности
Определяю контактные напряжения σН , Н/мм2 по формуле
(6.1)
где ;
, т.к. v = 3,0 м/с < 10 м/с;
, т.к. v=3,0 м/с < 5 м/с.
Определяю недогруз контактных напряжений , % по формуле
(6.2)
<10%
- неравенство выполняется, прочность обеспечена.
Определяю напряжения на изгиб σF , Н/мм2 по формуле
<, (6.3)
< (6.4)
где YF – коэффициент прочности зуба по местным напряжениям , (таб. 1.10);
, так как V<5м/с ;
- коэффициент неравномерного распределения нагрузки по длине зуба (таб. 2.2 )
- при v <10 м.
<<<<267,8,
288,4.
значительно меньше , это допустимо, так как нагрузочная способность большинства зубчатых передач ограничивается контактной прочностью.
Цепь роликовая.
Принимаем межосевое расстояние , принимаем число зубьев ведущей звездочки . Тогда число зубьев ведомой звездочки
; (6.1)
где - передаточное число цепной передачи.
Рисунок 6 – Геометрические и силовые параметры передачи.
; (6.2)
(6.3)
<4, допустимо.
(6.4)
выбираем шаг цепи 44,45
; (6.5)
; (6.6)
; (6.7) где Р – мощность на ведущем валу привода, Вт.
(6.8)
где Кд = 1,3 – умеренные толчки;
КА = 1 – для оптимального межосевого расстояния;
КС = 1,5 – смазка периодическая;
К= 1 – передача под углом меньшим 600;
Креж = 1,25 – двухсменная работа;
Кр = 1 – регулируемая передача.
Кэ =1*1,3*1,5*1*1,25*1=2,44.
; (6.9)
.
<; (6.10)
где = 29 – допускаемое давление в шарнирах цепи;
А = 322,6 – площадь проекции опорной поверхности шарнира.
<
условие выполняется
; (6.11)
где q – вес одного погонного метра цепи.
.
; (6.12)
где Kf – коэффициент провисания;
g – ускорение свободного падения.
.
. (6.13)
.
. (6.14)
.
Рисунок 6 – Силовые параметры в передачи.
. (6.15)
kВ – коэффициент нагрузки вала.
.
> [n]. (6.16)
где [n] – допускаемый коэффициент запаса прочности 8,2;
Fраз =172400 – допускаемая разрушающая нагрузка.
> 8,2.
Прочность обеспечена.
, (6.16)
.
. (6.17)
.
; (6.18)
.
Длина цепи в шагах
; (6.19)
Т.к. передача, не регулируемая то уточнять межосевое расстояние
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.