1 Кинематический расчёт привода
1.1 Определяем общий коэффициент полезного действия (КПД) привода, , по формуле:
, (1.1)
где: ηцп – КПД цилиндрической передачи;
- КПД цепной передачи ;
- КПД пары подшипников.
Принимаем из таблицы 1.1, [1].
1.1.1 Определяем требуемую мощность электродвигателя, РТР, кВт, по формуле:
, (1.2)
где: Рвых – выходная мощность, кВт.
1.1.2 Определяем выходную мощность, РТР, кВт, по формуле:
, (1.3)
где: Т – вращающий момент на валу барабана, Н·м;
ω – угловая скорость, рад/сек.
1.1.3 Определяем угловую скорость, ω, рад/сек, по формуле:
, (1.4)
где: n – число оборота барабана, мин-1.
По приложению П3 [1], выбираем электродвигатель серии 4А, марки100L2, который имеет следующие технические данные: РНОМ. = 5,5кВт; nэл.дв.=2880об/мин; dДВ. = 130мм.
1.2 Определяем общее передаточное числа и разбивка его по ступеням
Определим общее передаточное число Uоб, по формуле:
(1.5)
где: nвых – частота вращения привода вала, об/мин. (Исходные данные)
Разбиваем общее передаточное число по ступеням
где: U1- передаточное число закрытой зубчатой передачи;
U2 – передаточное число открытой цепной передачи.
1.3 Определение силовых и скоростных параметров передачи.
1.3.1 Определяем частоту вращения валов, n, об/мин, по формуле:
(1.6)
n1 = nэл.дв= 2880 об/мин;
1.3.2 Определяем угловую скорость валов, ω, рад/сек, по формуле:
(1.7)
1.3.3 Определяем мощность на валах, Р, кВт, по формулам:
(1.8)
(1.9)
(1.10)
1.3.4 Определяем вращающий момент, Т, Нм, по формуле:
(1.11)
Все рассчитанные величины сводим в таблицу 1.1
Таблица 1.1 Результаты кинематического расчёта
Вал |
η (об/мин) |
ω (рад/с) |
Р (кВт) |
Т (Нм) |
1 |
2880 |
301,4 |
5,7 |
18,91 |
2 |
576 |
60,28 |
5,5 |
91,24 |
3 |
100 |
10,47 |
5,2 |
496,7 |
2 Расчёт закрытой цилиндрической передачи (косозубой)
2.1 Выбор материала и определение допускаемых напряжений (табл. 3.3, [1])
Для шестерни сталь 45, термообработка – улучшение, твердость НВ1 265;
Для колеса – сталь 45, термообработка – улучшение, твердость на 30 единиц ниже - НВ2 235.
2.1.1 Определяем допускаемые контактные напряжения
2.1.1.1 Определение допускаемых контактных и изгибающих напряжений , МПа, по формуле:
, (2.1)
где: - предел контактной выносливости при базовом числе цикла переменных напряжений.
КH.L – коэффициент долговечности, т.к. число циклов нагружения каждого зуба колеса больше базового, принимаем КHL=1.
, (2.2)
для косозубой передачи
(2.3)
2.1.1.2 Определяем допускаемое напряжение на изгиб, , МПа, по формуле:
, (2.4)
где: - предел выносливости изгибающих сил, МПа.
2.2 Расчет геометрических параметров передачи
Коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию принимаем:
, (2.5)
где: b– ширина колеса, мм;
αω – межосевое расстояние, мм.
2.2.1 Определяем межосевое расстояние из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев:
(2.6)
где: КНВ – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца. КНВ=1,07; (таб. 3.5, [1])
ΨВА – коэффициент ширины колеса, ΨВА=0,4.
округляем межосевое расстояние αω до ближайшего значения по СТ СЭВ 229-75 (в мм), принимаем αω = 90мм.
2.2.2 Определяем нормальный модуль зацепления, mn, по формуле:
(2.7)
по СТ СЭВ 310-76 принимаем mn = 1,25мм.
Определяем угол наклона, β, по формуле:
(2.8)
2.2.3 Определяем суммарное число зубьев колеса и шестерни, Z, по формуле:
(2.9)
Принимаем ZΣ = 142 зуба.
2.2.4 Определяем действительное значение угла β:
(2.10)
2.2.5 Определяем числа зубьев колеса и шестерни, по формуле:
Шестерни:
(2.11)
Колеса вне зацепления:
(2.12)
2.2.6 Определяем фактическое передаточное число, Uф, по формуле:
, (2.13)
, (2.14)
2.2.7 Определяем основные размеры шестерни и колеса.
2.2.7.1 Определяем делительные диаметры, d, по формуле:
для шестерни (2.15)
для колеса (2.16)
2.2.7.2 Определяем диаметры вершин зубьев,da, мм, по формуле:
Шестерни: (2.17)
(2.18)
Колеса: (2.19)
(2.20)
2.2.8 Определяем пригодность заготовки колес, Dзаг, мм, по формуле:
(2.21)
Если колесо с выточками, то
Если колесо без выточек, то
По табл. 2.1, [1] и
Следовательно, условия и выточенная.
2.3 Определение сил в зацепление
2.3.1 Определяем окружную силу, Ft, Н, по формуле:
(2.22)
2.3.2 Определяем радиальную силу, Fr, Н, по формуле:
(2.23)
2.3.3 Определяем осевую силу, Fa, H, по формуле:
(2.24)
2.4 Проверочный расчет передачи
2.4.1 Проверка зубьев колес по напряжениям изгиба, по формуле:
(2.25)
2.4.2 Окружная скорость колеса
(2.26)
2.4.3 Расчетное напряжение изгиба в зубьях колеса и шестерни, GF2, МПа, по формуле:
(2.27)
где:
- коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями, принимаем , стр.39, [1].
- коэффициент концентрации нагрузки, принимаем , табл.3.7, [1].
- коэффициент динамичности, принимаем , табл.3.8, [1].
- коэффициент прочности зуба по местным напряжениям, зависящий от эквивалентного числа зубьев :
у шестерни ;
у колеса .
Принимаем и по ГОСТ 21354-75.
, (2.28)
где: - угол наклона делительной линии зуба, градуса.
(2.29)
Следовательно, прочность на изгиб зубьев колес обеспечена.
2.4.4 Проверка зубьев колеса по контактным напряжениям.
КНα=1,1; КНβ=1,12; КНV=1,1
Передаточное число U=5, по расчету имеем: Ft=1216H, d1=29мм, b2=36мм, тогда расчетное контактное напряжение, определяем по формуле:
(2.30)
Вывод: Условия прочности выполняются.
3 Расчет открытой цепной передачи.
3.1 Выбираем для передачи цепь приводную роликовую ПР по ГОСТ 13568-75
Вращающий момент на ведущей звездочке:
Передаточное число, приняли U2=5,76
Число зубьев: ведущей звездочки
, (3.1)
Ведомой звездочки:
(3.2)
3.2 Определяем коэффициент нагрузки:
(3.3)
где: - динамический коэффициент;
– коэффициент, учитывающий влияние межосевого расстояния;
– коэффициент, учитывающий влияние наклона цепи;
– коэффициент, учитывающий натяжение цепи;
– коэффициент, учитывающий способ смазки;
– коэффициент, учитывающий периодичность работы.
Принимаем: =1,3; =1; =1; =1,25; =1,25; =1,3, стр.86 [1].
Среднее давление [p] принимаем ориентировано по табл. 5.15, [1]. [p]=18H/мм2, число рядов m=1.
3.3 Определяем шаг однородной цепи, по формуле.
(3.4)
Принимаем t=25,4мм (табл.5.12, [1])
Q=5670игс ≈55600Н – разрушающая нагрузка.
g=2,6иг/м
F= 179,7мм
3.4 Определяем скорость цепи, по формуле:
(3.5)
3.5 Определяем окружное усилие, по формуле:
(3.6)
3.6 Проверяем среднее давление в шарнире, Р, Н/мм2, по формуле:
(3.7)
где: - коэффициент нагрузки.
- условие выполняется
3.7 Выполняем геометрический расчет передачи.
3.7.1 Определяем усилие в цепи от провисания, Рf, Н, по формуле:
(3.8)
где: Кf – коэффициент, учитывающий влияние расположений передачи, Кf = 1,5 (табл. 5.12, [1])
q– масса 1-го метра цепи, q = 2,6кг/м (табл. 5.12, [1])
α – межосевое расстояние, α=50·t=50·25,4=1270мм=1,270м
Для обеспечения свободного провисания цепи следует предусмотреть уменьшение на 0,4% т.е. α=1270·0,004=5мм
3.7.2 Определяем делительный диаметр меньшей звездочки, dц1,мм, по формуле:
(3.9)
где: t – шаг цепи;
Z – число зубьев.
3.7.3 Определяем делительный диаметр меньшей звездочки, dц2,мм, по формуле:
(3.10)
3.7.4 Определяем наружные диаметры, Dl1, мм, по формуле:
(3.11)
где: d – диаметр ролика, принимаем d = 15,88мм, по табл.5.12, [1].
(3.12)
3.7.5 Определяем силы действующие на цепь, Р, Н:
Окружная: Р = 1083Н
Центробежная: РV=q·V2=2,6·4,82=59H
3.8 Проверяем коэффициент запаса прочности, n, по формуле:
(3.13)
где: - окружное усилие;
- центробежное усилие;
- усилие в цепи от провисания.
Вывод: Условие прочности выбранной цепи удовлетворено.
4 Предварительный расчет валов
4.1 Расчет проведем на улучшение по пониженным допускаемым напряжением
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.