поправка на увеличение контактного давления у торцов охватывающей детали, если длина ступицы l < d
При l > d, UУД = 1.
Наибольший натяг в соединении, обеспечивающий его прочность, определяется на основе теории наибольших касательных напряжений. Условие прочности деталей заключается в отсутствии пластической деформации на контактной поверхности вала и конической шестерни при наибольшем допустимом удельном контактном давлении pдоп. При определении Nmax принимают pдоп, меньшее из двух значений.
Для втулки, (2. 2. 7)
для вала, (2. 2. 8)
где sТ – предел текучести материалов деталей, (прил. А3[1])
sТ1 = 3,2×108Па,
sТ2 = 2,6×108Па.
,
.
Pдоп=0,72·108Па.
Таким образом, наибольший допустимый натяг, при котором возникает наибольшее допустимое давление pдоп, находят по формуле:
(2. 2. 9)
.
[Nmin] = 13мкм
Выбираем посадки из таблиц системы допусков и посадок по величинам [Nmax] ,[Nmin]. При этом должны соблюдаться следующие условия:
(2. 2. 10)
(2. 2. 11)
Данным условиям удовлетворяют посадки:
Æ65, Nmax = 117 мкм, Nmin = 41 мкм;
Æ65, Nmax = 96 мкм, Nmin = 20 мкм;
Æ65, Nmax = 72 мкм, Nmin = 23 мкм;
Æ65, Nmax = 106 мкм, Nmin = 57 мкм.
Используя рекомендуемые посадки (ГОСТ 25346-89), выберем предпочтительную посадку: Æ65.
Минимальный и максимальный натяги выбранной посадки:
Nmax = 72 мкм, Nmin = 23 мкм
Условие выбора посадки выполняется:
Nmin = 23 мкм > [Nmin] = 13 мкм
Nmax = 72 мкм < [Nmax] = 106,8 мкм
2. 3 Расчет усилия запрессовки деталей
Усилие запрессовки при сборке посадки с натягом определяется для того, чтобы выбрать оборудование (пресс) и оснастку.
Определим усилие запрессовки Pn по формуле:
, (2. 3. 1) где fn – коэффициент трения при запрессовке,
, (2. 3. 2)
f =0,15 (прил. А2 [1]);
; (2. 3. 3)
Nmax – максимальный натяг выбранной посадки, Nmax=72 мкм
2. 4 Расчет деформаций сопрягаемых деталей
При расчете посадок с натягом, после выбора посадки по стандарту, в необходимых случаях производят расчет деформаций сопрягаемых деталей.
Величину деформации определим по формуле:
; (2. 4. 1)
3. Выбор посадки шпоночного соединения.
Шпоночное соединение шпонка призматическая с закругленными концами в сопряжении вал – звездочка работает с ударами, соединение плотное.
По стандарту ГОСТ 23360-78 (прил. Б [1]) определим основные размеры элементов шпоночного соединения:
d = 65 мм – диаметр вала;
в = 20 мм – ширина шпонки;
h = 12 мм – высота шпонки;
t1 = 7,5 мм – глубина паза вала;
t2 = 4,9 мм – глубина паза втулки.
l = 85 мм – длина
По стандарту ГОСТ 25347-82 (прил. Е, Ж, К [1]) определим допуски и предельные отклонения элементов шпоночного соединения:
шпонка…….20h9(-0,052)
паз вала…….20P9()
паз втулки….20P9()
в пазу вала 20P9/h9
в пазу втулки 20P9/h9
глубина паза вала 7,5+0,2 мм
глубина паза втулки 4,9+0,1 мм
длина паза вала 85Н15
длина шпонки 85h14
4.Расчет и выбор посадок колец подшипника качения.
Подшипник №413, класс точности 6, работает в условиях перегрузок до 300% и радиальной нагрузке R=10,0 кН.
По стандарту ГОСТ 529-89 определим основные размеры подшипника:
d = 65 мм; D = 160 мм; В = 37 мм; r = 3,5 мм.
Определим виды нагружения колец подшипника:
а) наружное кольцо D = 160 мм имеет местное нагружение, т.к. в конструкции оно является неподвижным;
б) внутреннее кольцо d = 65 мм имеет циркуляционное нагружение, т.к. во время работы вал вращается;
Определим интенсивность нагружения внутреннего кольца по формуле и выберем посадку внутреннего кольца подшипника:
; (4. 1)
где R = 10,0 кН – радиальная нагрузка;
b = В – 2r = 37 - 2*3,5 = 30 мм – рабочая длина посадочного места внутреннего кольца на вал;
Кп = 1,8;
F = 1 – коэффициент (прил. В1 [1]), учитывающий степень ослабления посадочного натяга при полом вале или тонкостенном корпусе;
FA = 1 – коэффициент неравномерности распределения радиальной нагрузки под действием осевой силы (прил. В2[1]) .
Вычисленному значению PRсоответствует посадка для внутреннего кольца:
Æ65 (прил. В3[1]).
Для наружного кольца, местное нагружение (прил. В7[1]):
Æ160
Вал: Æ65
Отверстие: Æ160
Отклонения колец подшипника:
Dср = 160 мм; es = 0; ei = -18 мкм.
dср = 65 мм; es = 0; ei = -12 мкм.
Посадка кольца подшипника качения D = 160мм Æ160
Посадка кольца подшипника качения d = 65 мм Æ65
Для нормальной работы подшипника качения необходимо иметь рабочий зазор между телами качения и кольцами для размещения смазки и компенсации температурных деформаций. Чем меньше этот зазор, тем равномернее и на большее число тел качения распределяется нагрузка. При значительном зазоре в подшипниковом узле возникают радиальные биения вращающейся детали, а нагрузка воспринимается ограниченным числом тел качения, что сокращает срок службы подшипника.
В тех случаях, когда выбранная посадка циркуляционно-нагруженного кольца имеет большой натяг, следует произвести расчет величины посадочного (монтажного) зазора в подшипнике, т. к. под действием натяга кольцо подшипника может иметь деформацию, превышающую начальный радиальный зазор.
Величина посадочного зазора определяется по формуле:
(4. 2)
Где gн – начальный радиальный зазор;
(4. 3)
где d1 – диаметральная деформация дорожки качения кольца после посадки его с натягом на сопрягаемую деталь.
(4. 4)
где Nэф = 0,85N – эффективный (действительный) натяг;
N – измеренный (табличный) натяг;
d0 – приведенный наружный диаметр внутреннего кольца.
(4. 5)
По прил. В5 находим: gmin = 25 мкм, gmax = 65 мкм.
Т. к. , то посадка выбрана правильно.
5. Выбор посадки для гладкого цилиндрического сопряжения и расчет калибров.
Исполнительным размером калибра называется размер, который проставляется на рабочем чертеже калибра. Исполнительный размер скобы - ее наименьший предельный размер с положительным отклонением, для пробки и контрольного калибра – их наибольший предельный размер с отрицательным отклонением.
Размеры калибров определяются по формулам приложения А7 [1].
Æ65
1.Калибр – пробка (проходной, непроходной) для отверстия
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.