10. Уточненный расчет валов
Рисунок 4.Силы в зацеплении.
Для определения опорных реакций и изгибающих моментов необходимо составить расчетную схему, основанием которой является эскизная компоновка и схема сил в зацеплении. Опорные реакции определяют, составляя уравнение равновесия в каждой из плоскостей действия сил. В цилиндрической прямозубой передаче силу в зацеплении одной пары зубьев раскладывают на две взаимно перпендикулярные составляющие (рисунок 4,а): окружную силу - Ft и радиальную - Fr. В цилиндрической косозубой передаче силу в зацеплении раскладывают на три составляющие (рисунок 4, б): окружную - Ft, радиальную - Fr и осевую - Fa. Окружная сила на шестерне направлена по касательной к делительному диаметру в противоположном направлении вращения, а для колеса направление окружной силы совпадает с направлением вращения. Радиальные силы направлены по радиусу к центру колес. Радиальная сила в косозубой цилиндрической передаче направлена по радиусу к центру колеса.

Рисунок 5 – Расчетная схема ведущего вала
Определяем реакции опор в вертикальной плоскости ведущего вала.

(10.1)
![]()
![]()
![]()

(10.2)
![]()
![]()

Проверяем правильность решения в вертикальной плоскости вала:
(10.3)
![]()
![]()
![]()
Реакции опор найдены верно!
Определяем реакции опор в горизонтальной плоскости ведущего вала:
(10.4)

(10.5)


Проверяем правильность решения в горизонтальной плоскости вала:
(10.6)
![]()
![]()
![]()
Реакции опор найдены верно!
Определяем суммарные реакции в опорах:
(10.7)
![]()
(10.8)
![]()

Рисунок 6.Расчетная схема промежуточного вала
Определяем реакции опор в вертикальной плоскости промежуточного вала:

(10.9)


![]()

(10.10)


![]()

Проверяем правильность решения в вертикальной плоскости вала:
(10.11)
![]()
![]()
![]()
Реакции опор найдены верно!
Определяем реакции опор в горизонтальной плоскости промежуточного вала.
(10.12)

(10.13)
![]()
![]()
![]()

Проверяем правильность решения в горизонтальной плоскости вала:
(10.14)
![]()
![]()
![]()
Реакции опор найдены верно!
Определяем суммарные реакции в опорах по формуле:
(10.15)
![]()
(10.16)
![]()

Рисунок 7. Расчетная схема выходного вала
Определяем реакции опор в вертикальной плоскости выходного вала.

(10.17)


![]()

(10.18)


![]()

Проверяем правильность решения в вертикальной плоскости вала:
(10.19)
![]()
![]()
![]()
Реакции опор найдены верно!
Определяем реакции опор в горизонтальной плоскости выходного вала.
(10.20)

(10.21)
![]()
![]()
![]()

Проверяем правильность решения в горизонтальной плоскости вала:
(10.22)
![]()
![]()
![]()
Реакции опор найдены верно!
Определяем суммарные реакции в опорах:
(10.23)
![]()
(10.24)
![]()
11. Проверочный расчет подшипников
Определяем эквивалентную нагрузку:
,
(11.1)
где Х – коэффициент радиальной нагрузки, принимаем X=1;
V – коэффициент, учитывающий вращение колец, принимаем V=1,0;
Fr n – радиальная нагрузка подшипника;
Y – коэффициент осевой нагрузки;
Fa n – осевая нагрузка;
-
коэффициент безопасности, принимаем
= 1,2;
-
температурный коэффициент, принимаем
= 1,0;
Вал I
Шарикоподшипник № 207
Так как на ведущем валу передача прямозубая, то, следовательно, осевая сила отсутствует.
Принимаем
.
![]()
![]()
Вал II
Шарикоподшипник № 209.
На промежуточном валу передача косозубая, в зацеплении
присутствует осевая нагрузка
.
В зависимости от отношения
, где С0-
статическая грузоподъемность подшипника, определяем коэффициент осевого
нагружения по табл. 7.3 [1], где выбираем X и Y.
С0=17,8 кН.
,
данному значению соответствуют коэффициенты x=0,56; y=1,71.
Для дальнейшего расчета определяем отношение
, где
-реакция в опоре и
-сила в зацеплении, и сравнить его с нормативным
значением коэффициента е: если данное отношение больше е, то осевую нагрузку Fa учитываем при определении Pэкв , если меньше е, то не учитываем.
Данный расчет ведем для наиболее нагруженной опоры.
Принимаем ![]()
<
-осевую нагрузку
не учитываем.
![]()
![]()
Принимаем
>
-осевую нагрузку
учитываем.
![]()
![]()
Принимаем
.
Вал III
Шарикоподшипник № 215
На выходном валу передача косозубая, в зацеплении
присутствует осевая нагрузка
.
С0=41,1 кН.
,
данному значению соответствуют коэффициенты x=0,56; y=1,99.
Для дальнейшего расчета определяем отношение
, где
-реакция в опоре и
-сила в зацеплении, и сравнить его с
нормативным значением коэффициента е: если данное отношение больше е, то осевую
нагрузку Fa учитываем при определении Pэкв , если меньше е, то не учитываем.
Данный расчет ведем для наиболее нагруженной опоры.
Принимаем
<
-осевую нагрузку
не учитываем.
![]()
![]()
Принимаем
>
-осевую нагрузку
учитываем.
![]()
![]()
Принимаем
.
Определяем расчетную долговечность подшипников по формуле:
(12.1)
(12.2)
где L – долговечность, в млн. об;
LН – долговечность, в ч;
С – динамическая грузоподъемность подшипника;
m – коэффициент, равный для шариковых подшипников 3;
n – частота вращения вала;
Вал I


Вал II


Вал III


12. Расчет ведомого вала по переменным напряжениям.
![]() |
|
|
![]() |
Рисунок 8.Эпюра моментов вычодного вала.
Расчет производим по выходному валу, так как он наиболее нагружен
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.