10. Уточненный расчет валов
Рисунок 4.Силы в зацеплении.
Для определения опорных реакций и изгибающих моментов необходимо составить расчетную схему, основанием которой является эскизная компоновка и схема сил в зацеплении. Опорные реакции определяют, составляя уравнение равновесия в каждой из плоскостей действия сил. В цилиндрической прямозубой передаче силу в зацеплении одной пары зубьев раскладывают на две взаимно перпендикулярные составляющие (рисунок 4,а): окружную силу - Ft и радиальную - Fr. В цилиндрической косозубой передаче силу в зацеплении раскладывают на три составляющие (рисунок 4, б): окружную - Ft, радиальную - Fr и осевую - Fa. Окружная сила на шестерне направлена по касательной к делительному диаметру в противоположном направлении вращения, а для колеса направление окружной силы совпадает с направлением вращения. Радиальные силы направлены по радиусу к центру колес. Радиальная сила в косозубой цилиндрической передаче направлена по радиусу к центру колеса.
Рисунок 5 – Расчетная схема ведущего вала
Определяем реакции опор в вертикальной плоскости ведущего вала.
(10.1)
(10.2)
Проверяем правильность решения в вертикальной плоскости вала:
(10.3)
Реакции опор найдены верно!
Определяем реакции опор в горизонтальной плоскости ведущего вала:
(10.4)
(10.5)
Проверяем правильность решения в горизонтальной плоскости вала:
(10.6)
Реакции опор найдены верно!
Определяем суммарные реакции в опорах:
(10.7)
(10.8)
Рисунок 6.Расчетная схема промежуточного вала
Определяем реакции опор в вертикальной плоскости промежуточного вала:
(10.9)
(10.10)
Проверяем правильность решения в вертикальной плоскости вала:
(10.11)
Реакции опор найдены верно!
Определяем реакции опор в горизонтальной плоскости промежуточного вала.
(10.12)
(10.13)
Проверяем правильность решения в горизонтальной плоскости вала:
(10.14)
Реакции опор найдены верно!
Определяем суммарные реакции в опорах по формуле:
(10.15)
(10.16)
Рисунок 7. Расчетная схема выходного вала
Определяем реакции опор в вертикальной плоскости выходного вала.
(10.17)
(10.18)
Проверяем правильность решения в вертикальной плоскости вала:
(10.19)
Реакции опор найдены верно!
Определяем реакции опор в горизонтальной плоскости выходного вала.
(10.20)
(10.21)
Проверяем правильность решения в горизонтальной плоскости вала:
(10.22)
Реакции опор найдены верно!
Определяем суммарные реакции в опорах:
(10.23)
(10.24)
11. Проверочный расчет подшипников
Определяем эквивалентную нагрузку:
, (11.1)
где Х – коэффициент радиальной нагрузки, принимаем X=1;
V – коэффициент, учитывающий вращение колец, принимаем V=1,0;
Fr n – радиальная нагрузка подшипника;
Y – коэффициент осевой нагрузки;
Fa n – осевая нагрузка;
- коэффициент безопасности, принимаем = 1,2;
- температурный коэффициент, принимаем = 1,0;
Вал I
Шарикоподшипник № 207
Так как на ведущем валу передача прямозубая, то, следовательно, осевая сила отсутствует.
Принимаем .
Вал II
Шарикоподшипник № 209.
На промежуточном валу передача косозубая, в зацеплении присутствует осевая нагрузка .
В зависимости от отношения , где С0- статическая грузоподъемность подшипника, определяем коэффициент осевого нагружения по табл. 7.3 [1], где выбираем X и Y.
С0=17,8 кН.
, данному значению соответствуют коэффициенты x=0,56; y=1,71.
Для дальнейшего расчета определяем отношение , где -реакция в опоре и -сила в зацеплении, и сравнить его с нормативным значением коэффициента е: если данное отношение больше е, то осевую нагрузку Fa учитываем при определении Pэкв , если меньше е, то не учитываем.
Данный расчет ведем для наиболее нагруженной опоры.
Принимаем
<-осевую нагрузкуне учитываем.
Принимаем
>-осевую нагрузку учитываем.
Принимаем .
Вал III
Шарикоподшипник № 215
На выходном валу передача косозубая, в зацеплении присутствует осевая нагрузка .
С0=41,1 кН.
, данному значению соответствуют коэффициенты x=0,56; y=1,99.
Для дальнейшего расчета определяем отношение , где -реакция в опоре и -сила в зацеплении, и сравнить его с нормативным значением коэффициента е: если данное отношение больше е, то осевую нагрузку Fa учитываем при определении Pэкв , если меньше е, то не учитываем.
Данный расчет ведем для наиболее нагруженной опоры.
Принимаем
<-осевую нагрузкуне учитываем.
Принимаем
>-осевую нагрузку учитываем.
Принимаем .
Определяем расчетную долговечность подшипников по формуле:
(12.1)
(12.2)
где L – долговечность, в млн. об;
LН – долговечность, в ч;
С – динамическая грузоподъемность подшипника;
m – коэффициент, равный для шариковых подшипников 3;
n – частота вращения вала;
Вал I
Вал II
Вал III
12. Расчет ведомого вала по переменным напряжениям.
|
|
Рисунок 8.Эпюра моментов вычодного вала.
Расчет производим по выходному валу, так как он наиболее нагружен
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.