цилиндрическое колесо на тихоходном валу dк = 86 мм; lст = 70 мм; Т4 = 1418,43 Н×м;
4. На выходном конце тихоходного вала dвала = 70 мм; lп.муф = 82 мм; Т4 = 1418,43 Нм;
Условия расчета
Шпонки подбираются по диаметру вала и длине ступицы по таблице К42 и проверяются по условию прочности на смятие.
8.1 Подбор шпонок
Открытая передача со стороны редуктора
Геометрические параметры шпонки:
ширина шпонки ![]()
высота шпонки ![]()
глубина паза вала ![]()
глубина паза
ступицы ![]()
длина шпонки ![]()
Проверяем прочность шпонки на смятие по условию:
(8.1)
где
-
напряжение шпонки при смятии, ![]()
-
допускаемое напряжение на смятие, ![]()
(8.2)
где
-
рабочая длина шпонки.
![]()
![]()

Так
как
, то подобранная
шпонка подходит по условию прочности на смятие.
Под цилиндрическое колесо на промежуточном валу
Геометрические параметры шпонки:
ширина шпонки ![]()
высота шпонки ![]()
глубина паза вала ![]()
глубина паза
ступицы ![]()
длина шпонки ![]()
Определяем напряжение на смятие, (см. формулу (9.2)):

Так
как
, то подобранная
шпонка подходит по условию прочности на смятие.
Под цилиндрическое колесо на тихоходном валу
Геометрические параметры шпонки:
ширина шпонки ![]()
высота шпонки ![]()
глубина паза вала ![]()
глубина паза
ступицы ![]()
длина шпонки ![]()
Определяем напряжение на смятие, (см. формулу (9.2)):

Так как
, то подобранная
шпонка подходит по условию прочности на смятие.
На выходном конце тихоходного вала
Геометрические параметры шпонки:
ширина шпонки ![]()
высота шпонки ![]()
глубина паза вала ![]()
глубина паза
ступицы ![]()
длина шпонки ![]()
Определяем напряжение на смятие, (см. формулу (9.2)):

Так
как
, то подобранная
шпонка подходит по условию прочности на смятие.
9. РАСЧЕТ ОТКРЫТОЙ
КЛИНОРЕМЕННОЙ ПЕРЕДАЧИ
Цель расчета: подобрать необходимый материал для конической передачи и определить конструктивные размеры колеса и шестерни.
Схема для расчета

Рис. 9.1 Схема клиноременной передачи.
Данные для расчета
передаточное
число
;
частота
вращения
;
номинальная
мощность двигателя
.
Условия расчета
Расчет ременных передач проводится с целью определения геометрических параметров и проверкой ремней на прочность.
9.1 Проектный расчет
Выбираем сечение ремня по номограмме из рисунка 5.2 [1] в зависимости от мощности и частоты вращения двигателя (см. табл. 1.1).
Принимаем клиновый ремень нормального сечения Б.
Определяем минимально допустимый диаметр ведущего шкива d1min по таблице 5.4 [1] в зависимости от Tдв (см. табл. 1.1) и выбранного сечения.
Принимаем d1min = 125мм.
В целях повышения срока службы ремней применять ведущий шкив с диаметром d1 на 1…2 порядка выше d1min (см. табл. К40 [1]).
Принимаем d1 = 250мм.
Определяем диаметр ведомого шкива
(9.1)
где U – передаточное число ременной передачи (см. п. 1.1), U = 1.8;
ε – коэффициент скольжения, ε = 0.01…0.02.
Принимаем ε =0.01.
![]()
Округляем значение d2 по таблице К40 [1].
Принимаем d2 = 450мм.
Определяем фактическое передаточное число Uф и проверяем его отклонение ΔU:
(9.2)

(9.3)

Определить ориентировочное
межосевое расстояние
(9.4)
где h(H) – высота сечения клинового ремня (см. табл. К31 [1]).
Принимаем по ГОСТ 1284-80 h(H) = 8мм.
![]()
Определяем расчетную длину ремня
(9.5)

Значение l округляем до стандартного по таблице К31 [1].
Принимаем l = 2000мм.
Уточняем значение межосевого расстояния по стандартной длине
(9.6)

При монтаже
передачи необходимо обеспечить возможность уменьшения a на
для того, чтобы
облегчить надевание ремня на шкив.
![]()
![]()
![]()
Для увеличения
натяжения ремней необходимо предусмотреть возможность увеличения a на
.
![]()
![]()
Определяем угол обхвата
ремнем ведущего шкива
(9.7)

Определяем скорость ремня
(9.8)
где d1 – диаметр ведущего шкива;
n1 – частота вращения (см. табл. 1.1)
[
] – допускаемая скорость, для
клиноременных ремней
.

Определяем частоту пробегов ремня
(9.9)
где
- допускаемая
частота пробегов.

Соблюдение
гарантирует срок
службы 1000…5000ч.
Определяем допускаемую мощность
(9.10)
где
- допускаемая
приведенная мощность, выбирается интерполированием из таблицы 5.5 [1];
С – поправочные коэффициенты (см. табл. 5.2 [1]).
Принимаем
= 3,20кВт,
= 1,
= 0,92,
= 0,82,
= 0,95.
![]()
Определяем количество клиновых ремней
(9.11)
где
- номинальная
мощность двигателя (см. табл. 1.1);
- допускаемая
мощность.

Определяем силу предварительного натяжения
(9.12)
где Сp – поправочный коэффициент.
Принимаем Сp = 1.

Определяем окружную силу
(9.13)

Определяем силы натяжения ведущей F1 и ведомой F2 ветвей одного клинового ремня
(9.14)
(9.15)
Определяем силу давления ремней на вал
(9.16)

9.2 Проверочный расчет
Проверить прочность одного клинового ремня по максимальным напряжениям в сечении ведущей ветви.
(9.17)
где
- напряжение растяжения
(9.18)
где А – площадь сечения
Принимаем А = 81 мм² из таблицы К31 [1].

- напряжение изгиба
(9.19)
где Еи = 80…100мм² - модуль продольной упругости при изгибе для прорезиненных ремней;
h – высота сечения клинового ремня (см. табл. К31 [1]).
Принимаем Еи = 90мм², h = 4 Н/мм².

- напряжения от
центробежных сил.
где
- плотность
материала ремня, для клиновых ремней
.
Принимаем
.
![]()
- допускаемое
напряжение растяжения,
.
![]()
Полученные результаты сносим в таблицу 9.1.
Таблица 9.1 – Параметры клиноременной передачи.
|
Параметр |
Значение |
Параметр |
Значение |
|
|
Тип ремня |
клиновой |
Частота
пробегов ремня |
9,5 |
|
|
Сечение ремня |
Б |
Диаметр
ведущего шкива |
250 |
|
|
Кол-во ремней (число
звеньев) |
3 |
Диаметр
ведомого шкива |
450 |
|
|
Межосевое
расстояние |
400 |
Максимальное
напряжение |
5,8 |
|
|
Длина
ремня |
2000 |
Предварительное
напряжение ремня |
124 |
|
|
Угол
обхвата малого шкива |
152 |
Сила
давления ремня на вал |
724 |
10. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕАКЦИЙ ОПОР
Схема для расчета

Рисунок 10.1 – Схема сил зацепления колес редуктора.
Данные для расчета
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
10.1 Определение реакций опор для промежуточного вала
Строим расчётную схему сил нагружения для промежуточного вала.

Рисунок 10.2 - Расчетная схема сил нагружения для промежуточного вала.
Строим схему сил в вертикальной плоскости.

Рисунок 10.3 - Схема приложения сил в вертикальной плоскости.
Определяем реакции опор

Проверка: 
Строим схему сил в горизонтальной плоскости.

Рисунок 10.4 - Схема приложения сил в горизонтальной плоскости.
Определяем реакции опор
Проверка: 
Определяем суммарные радиальные реакции

10.2 Определение реакций опор для ведомого вала
Строим расчётную схему сил нагружения для тихоходного вала.

Рисунок 10.5 - Расчетная схема сил нагружения для тихоходного вала.
Определяем консольную силу от муфты
![]()
где Т3 – вращающий момент на тихоходном валу (см. табл. 1.1).
![]()
Строим схему сил в вертикальной плоскости.

Рисунок 10.6 - Схема приложения сил в вертикальной плоскости.
Определяем реакции опор

Строим схему сил в горизонтальной плоскости.

Рисунок 10.7 - Схема приложения сил в
горизонтальной плоскости.
Определяем реакции опор

![]()

Проверка: 
Определяем суммарные радиальные реакции

11. УТОЧНЕННЫЙ РАСЧЕТ ВЕДУЩЕГО
ВАЛА
Цель расчета: определить коэффициенты запаса прочности ведущего вала в опасных сечениях.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Условия расчета
Примем, что нормальное напряжение от изгиба изменяются по симметричному
циклу, а касательные напряжения от кручения - по пульсирующему.
Прочность будет соблюдена при ![]()
11.1 Определение реакций опор
Строим расчётную схему сил нагружения для быстроходного вала.

Рисунок 11.1 - Расчетная схема сил нагружения для быстроходного вала.
Строим схему сил в вертикальной плоскости.

Рисунок 11.2 - Схема приложения сил в вертикальной плоскости
Определяем реакции в опорах, Н:

Проверка: 
Строим схему сил в горизонтальной плоскости.

Рисунок 11.3 - Схема приложения сил в горизонтальной плоскости
Определяем реакции в опорах, Н:

11.2 Определение изгибающих моментов
Строим эпюры моментов в вертикальной плоскости


Рисунок 11.4 - Эпюра моментов в вертикальной плоскости
Строим эпюры моментов в
горизонтальной плоскости


Рисунок 11.5 - Эпюра моментов в горизонтальной плоскости
11.3 Определение крутящих моментов
Строим эпюру крутящих моментов


Рисунок 11.6 - Эпюра крутящих моментов
Определяем суммарные радиальные реакции
![]()
Суммарные изгибающие моменты в наиболее нагруженных сечениях
![]()
По
эпюрам определяем два опасных сечения:
1. Галтель возле шестерни (
);
2. Под подшипником опоры (
)
11.4 Определение коэффициента запаса прочности
для первого опасного
сечения
(10.1)
где
-
коэффициент запаса прочности;
-
допускаемый коэффициент запаса прочности, принимаем 1,3…2,1;
и
-коэффициент
запаса по нормальным и касательным напряжениям.
(10.2)
(10.3)
где
и
-
пределы выносливости вала в рассматриваемом сечении;
и
-
напряжения в опасном сечении.
(10.4)
(10.5)
где
и
-
осевой и полярный момент сопротивления сечения вала
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.