Государственное управление научно-техническим развитием
промышленных предприятий
В период 1965–1995 гг. в учебной и научной литературе широко использовалось понятие «хозяйственный механизм», которое характеризовало обеспечение взаимодействия важнейших экономических производственных функций: планирования, управления и стимулирования производства. Особое внимание при этом уделялось проблемам научно-технического развития отдельных отраслей и народного хозяйства в целом.
Этапным явлением в этот период стала разработка экономической реформы 1965 г., в которой содержался комплекс мероприятий по совершенствованию хозяйственного механизма: развитие хозяйственной самостоятельности предприятий, расширение прав директоров предприятий, совершенствование показателей оценки деятельности предприятий, формирование фондов экономического стимулирования. Резко сократилось число утверждаемых предприятиям показателей (с 33 до 8); основным показателем, характеризующим результаты деятельности предприятий, стала «реализованная продукция» (а не количественный выпуск), в зависимости от размера прибыли на предприятиях формировались фонды экономического стимулирования: фонд развития, фонд материального поощрения, фонд социально-экономического развития.
Впервые обязательным при разработке планов производства стало использование программно-целевого метода. Это означало, что производственные плановые задания должны были быть сориентированы на выполнение новых элементов хозяйственного механизма народного хозяйства – целевые комплексные программы (ЦКП). Интересно отметить, что в числе первых таких документов была названа ЦКП «Автоматизация прядильно-ткацкого производства».
Приоритет этой ЦКП объяснялся просто: тысячи рабочих текстильных подотраслей заняты выполнением вспомогательных работ по обслуживанию прядильных машин при ликвидации обрывов пряжи. Автоматизация этих процессов способна резко сократить общую численность рабочих и на этой основе значительно повысить важнейший показатель использования трудовых ресурсов – производительность труда.
Большое значение для развития текстильной промышленности имела, например, ЦКП «Текстиль РСФСР», в выполнении заданий которой участвовали все текстильные вузы, а также Государственный университет и Политехнический институт Ленинграда.
В дальнейшем при обострении проблемы с сырьевым обеспечением отрасли были разработаны ЦКП: «Русский лен» и «Пилотный проект создания на Северном Кавказе отечественной базы хлопководства».
Особое место среди программ развития экономики на перспективу заняла комплексная территориальная программа «Интенсификация–90», которая предусматривала решение задач:
– техническое перевооружение предприятий;
– повышение эффективности использования производственных ресурсов;
– улучшение ассортимента и повышение качества продукции.
Программой предусматривалось создание и развитие интегрированных производственных комплексов, гибких производственных систем, автоматизированных систем научных исследований и проектирования. В решении задач Программы предусматривалось участие 300 предприятий и 600 тысяч человек. Общее руководство выполнением Программы осуществлялось Ленинградским научным центром АН СССР.
Эта программа характеризовалась как безусловный элемент системы управления НТП. Результаты выполнения этой Программы оказались значительно ниже ожидаемых.
В этот период в качестве важнейших были определены направления ускорения социально-экономического развития страны:
– техническая реконструкция предприятий;
– обновление производственного аппарата с максимальным экономическим и социальным эффектом;
– комплексная механизация и автоматизация производственных процессов во всех отраслях народного хозяйства.
В 1985 г. была утверждена Комплексная программа развития производства товаров народного потребления и сферы услуг на 1986–2000 гг. Основные задачи этой Программы:
– увеличение объема производства;
– повышение технического уровня предприятий;
– ресурсосбережение;
– совершенствование технологии;
– использование химических волокон;
– внедрение робототехники и др.
в 1990 г. Всесоюзная научно-практическая конференция сформулировала основные проблемы управления НТП. Остро был поставлен вопрос о необходимости разработки законодательной базы научно-технического развития, механизма заинтересованности предприятий в выпуске наукоемкой,, конкурентоспособной продукции и необходимого экономического регулятора этого процесса (налоги, цены, платежи, кредиты, формы оплаты труда), была разработана Концепция совершенствования управления НТП. Разработка самой системы продолжалась очень долго.
Важнейшими элементами современной системы управления НТП признаны следующие:
– научно-технические программы;
– кредитно-налоговая система;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.