– законоположения об охране интеллектуальной собственности;
– системы финансирования рисковых опытных производств;
– методические разработки по совершенствованию планирования технического перевооружения;
– оценка эффективности инвестиционных проектов.
Законодательно определены и обязательства субъектов инвестиционной деятельности, источники финансирования, цели и формы регулирования государственных заказов, ценообразование в инвестиционной деятельности.
Отсутствие в течение длительного времени утвержденной государственной Программы управления НТП проявилось в дефиците новой продукции, старении производственного аппарата, невыполнении планов выпуска нового прогрессивного оборудования, низком уровне производительности труда, качества продукции, неконкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке.
Остро встал вопрос о совершенствовании системы подготовки и повышении квалификации всех участников процесса формирования нового механизма управления научно-техническим развитием производственного комплекса страны.
Созданы новые структурные подразделения для управления инвестиционной деятельностью на различных уровнях:
– Российские ассоциации управления проектами;
– Высший экономический Совет при правительстве РФ;
– Координационный Совет по инновационной деятельности.
Формируются новые структурные подразделения в общей системе управления научно-техническим развитием страны:
– инжиниринговые фирмы;
– технополисы;
– инвестиционные банки;
– венчурные предприятия;
– инкубаторы;
– технопарки;
– информационные центры;
– лизинговые фирмы, финансово-промышленные группы [ ]
с перспективой до 2010 г. государство определило приоритетные направления развития экономики.
Определен также перечень критических технологий РФ; их свыше 50, в том числе технология глубокой переработки отечественного сырья и материалов в легкой промышленности [ ].
В современных публикациях, посвященных проблемам управления НТП народного хозяйства страны отмечается усиление действий всех элементов системы государственного управления и контроля. Что касается проблем развития предприятий легкой промышленности, следует отметить, что роль государства определилась содержанием Комплексной программы развития производства товаров народного потребления и сферы услуг на 1986–2000 гг. и Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР «Об улучшении планирования, экономического стимулирования и совершенствования управления производством товаров народного потребления в легкой промышленности.
Среди ученых–экономистов широко известен д-р. экон. наук, профессор, действительный член Академии проблем качества Р. А. Фатхутдинов. Результаты его многолетних исследований опубликованы в виде монографий и учебной литературы для студентов вузов. Основные научные направления всех работ автора – конкурентоспособность отдельных видов продукции, предприятий, отраслей и стран в целом. Работы этого автора – обязательные составляющие перечня литературы, рекомендованной студентам при изучении экономических дисциплин и выполнении дипломных работ.
В современных условиях большой интерес и безусловную ценность представляют работы этого автора, посвященные проблемам инновационного менеджмента. Р. А. Фатхутдинов подробно анализирует современное состояние отечественных предприятий и России в целом и формулирует в качестве основного направления повышения конкурентоспособности страны необходимость перехода подготовки специалистов на систему МЭТУК (методика, экономика, техника, управление, конкурентоспособность).
Как известно, основные направления политики государства в области инновационной системы были определены до 2010 г. Пути и направления решения поставленных задач по совершенствованию экономического развития легкой промышленности сформулированы впоследствии в документе – «Стратегия развития предприятий легкой промышленности на период до 2020 года».
Среди путей решения задач на перспективу особое внимание уделяется развитию инновационного менеджмента.
Рис. . – Структура механизма государственного регулирования инновационных процессов в Российской Федерации
В учебнике Р. А. Фатхутдинова [ ] освящен зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности в США, Японии, Англии, Франции, Германии и приведена структура системы государственного управления инновационными процессами в России.
В последующих разделах данной работы рассматриваются вопросы содержания и эффективности отдельных направлений инновационного развития бизнес-процессов, более подробно – инжиниринг и, в соответствии с названием учебной дисциплины, – реинжиниринг и его частная составляющая – технологический реинжиниринг, то есть внедрение инноваций в технологический процесс и управление этим обновленным процессом.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.