ЭФФЕКТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
Коммуникационный процесс - обмен информацией между двумя и более людьми.
ПРОЦЕСС КОММУНИКАЦИИ
Участники/элементы |
Этапы |
Содержание/факторы влияния |
|
• Отправитель - лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее. • Сообщение - собственно информация, закодированная с помощью символов. • Канал- средство передачи информации. • Получатель - лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее. |
Кодирование |
Принятие решения о сообщении Правильный выбор слов Понимание особенностей получателя |
|
Передача |
Выбор адекватных средств/канала Передача сообщения Невербальные сигналы |
||
Среда |
Факторы, отвлекающие внимание Факторы, искажающие сообщение |
||
Прием |
Восприятие послания Навыки слушания получателя |
||
Декодирование |
Эмоции по поводу сообщения Понимание особенностей отправителя |
||
Обратная связь |
Кодирование ответа Начало следующего сообщения |
К коммуникативным шумам относятся:
ХАРАКТЕРИСТИКИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
Навыки Характеристики |
СЛУШАНИЕ |
РЕЧЬ |
ЧТЕНИЕ |
ПИСЬМО |
Усвоение |
Во-первых |
Во-вторых |
В-третьих |
В-четвертых |
Использование |
Наибольшее |
Следующее по значимости |
Предпоследнее по значимости |
Последнее по значимости |
Все время коммуникации = 100% |
45% |
30% |
16% |
9% |
Обучение |
Последнее по уделяемому вниманию |
Предпоследнее по уделяемому вниманию |
Следующее по уделяемому вниманию |
Важнейшее по уделяемому внимании. |
Паралингвистические сигналы:
· взаимное расположение в пространстве |
|
· жесты |
|
· контакт глаз |
|
· прикосновения |
|
Вербальные сигналы, располагающие к контакту
1. Отчетливое приветствие
2. Обращение к человеку по имени
3. Предложение сесть
Невербальные сигналы, располагающие к контакту
1. Проксемика
· Угол поворота тела от 45 до 90 градусов (боковое положение передает сообщение: «Я не имею агрессивных намерений»)
· Угол наклона тела меньше прямого («тупой угол между собеседниками – это провал переговоров»)
· Дистанция – индивидуализированная, с учетом общих закономерностей
Ø Интимная – 0 – 45 см |
Ø |
Ø Социальная – 120 – 210 – 36- см |
Ø Личная – 45 – 60 – 120 см |
Ø |
Ø Публичная – 360 – 750…..см |
· Соотношение уровней в вертикальной плоскости таково, что глаза собеседников находятся на одном уровне
2. Позы
· Открытая, а не закрытая (нескрещенность конечностей, развернутость корпуса и головы, раскрытость ладоней, расслабленность мышц, контакт глаз)
· Асимметричная, а не симметричная
3. Мимика
· Улыбка
· Живое, естественное, изменяющееся выражение лица
4. Взгляд
· Продолжительность контакта глаз 3 – 5 сек.
· Частота контакта – не реже 1 раза в минуту
· Частота моргания - раз в 3-5 сек.
5. Такесика – движения собеседников в пространстве
Не допускаются:
· Ритмические движения
· Движения большой амплитуды
· Резкие движения
· Неритуализированные прикосновения
6. Прикосновения
· Ритуализированные прикосновения допускаются (например, рукопожатия)
· Неритуализированные прикосновения не допускаются
Паралингвистические сигналы при вступлении в контакт
· Отчетливость речи
· Громкость голоса - средняя
· Высота тона – низкая
· Быстрота речи - умеренная
СТИЛИ ПОВЕДЕНИЯ ПРИ СЛУШАНИИ
Стиль |
Характеристика |
Нейтральное слушание |
Этот стиль поведения имеет целью сбор информации. В чистом виде он реализуется довольно редко, поскольку, слушая собеседника, человек обычно формирует отношение к сказанному и нейтральность слушания быстро исчезает. |
Оборонительное слушание |
Так чаще всего слушают критику в свой адрес. Малейшая неточность со стороны критикующего - и исходящая от него информация перестает восприниматься слушателем, который тут же формулирует возражения. |
Наступательное слушание |
Его люди практикуют тогда, когда хотят «срезать» говорящего, проявить свое превосходство, знания, а не понять то, что говорит партнер |
Вежливое слушание |
В действительности это вовсе не слушание, а просто пауза между собственными высказываниями - ожидание, когда же говорящий замолчит. Часто после такого «слушания» слушатели этого типа не могут вспомнить, о чем же был разговор. |
Селективное слушание |
Этот вид поведения состоит в том, что слушатель реагирует только на определенные фрагменты речи говорящего, которые его интересуют, например, подтверждают его точку зрения. Такое слушание, конечно, не только неэффективно и опасно: у слушателя может сложиться абсолютно неверное представление о позиции говорящего. |
Публичная презентация — это персональное или
опосредованное через СМИ представление проектов, товаров, программ с целью оказать
на слушателей убеждающее воздействие и побудить их к действиям, которые прямо
или косвенно выгодны выступающему или тем, кого он представляет.
ФОКУСЫ ВНИМАНИЯ
Фокус на построении речи. Основная трудность построения речи в том, что в оперативной памяти человека находится пара-тройка ближайших фраз, готовых к «выдаче», и практически все. Поэтому от презентатора требуется умение говорить и думать одновременно. Такой постоянно организуемый переход из внутреннего плана речи во внешний дается только с опытом и во многом облегчается благодаря предварительной подготовке.
Фокус на аудитории. Презентатору надо видеть поведение аудитории, ее реакцию на его выступление. Вы должны видеть всю аудиторию: в поле зрения не должно быть мертвых зон. Надо уметь «читать» настроение сидящих перед вами людей, стараясь определить их отношение к тому, что вы говорите. Вы должны, как радар, улавливать любые изменения интереса, внимания и настроения аудитории.
Фокус на собственном поведении. Выступающий должен не только видеть свою аудиторию:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.