ЭФФЕКТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
Коммуникационный процесс - обмен информацией между двумя и более людьми.

ПРОЦЕСС КОММУНИКАЦИИ
| Участники/элементы | Этапы | Содержание/факторы влияния | |
| • Отправитель - лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее. • Сообщение - собственно информация, закодированная с помощью символов. • Канал- средство передачи информации. • Получатель - лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее. | 
 | Кодирование | Принятие решения о сообщении Правильный выбор слов Понимание особенностей получателя | 
| Передача | Выбор адекватных средств/канала Передача сообщения Невербальные сигналы | ||
| Среда | Факторы, отвлекающие внимание Факторы, искажающие сообщение | ||
| Прием | Восприятие послания Навыки слушания получателя | ||
| Декодирование | Эмоции по поводу сообщения Понимание особенностей отправителя | ||
| Обратная связь | Кодирование ответа Начало следующего сообщения | ||
К коммуникативным шумам относятся:
ХАРАКТЕРИСТИКИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
| Навыки Характеристики | СЛУШАНИЕ | РЕЧЬ | ЧТЕНИЕ | ПИСЬМО | 
| Усвоение | Во-первых | Во-вторых | В-третьих | В-четвертых | 
| Использование | Наибольшее | Следующее по значимости | Предпоследнее по значимости | Последнее по значимости | 
| Все время коммуникации = 100% | 45% | 30% | 16% | 9% | 
| Обучение | Последнее по уделяемому вниманию | Предпоследнее по уделяемому вниманию | Следующее по уделяемому вниманию | Важнейшее по уделяемому внимании. | 

|  | 
Паралингвистические сигналы:
| · взаимное расположение в пространстве | 
 | 
| · жесты | 
 | 
| · контакт глаз | 
 | 
| · прикосновения | 
 | 
Вербальные сигналы, располагающие к контакту
1. Отчетливое приветствие
2. Обращение к человеку по имени
3. Предложение сесть
Невербальные сигналы, располагающие к контакту
1. Проксемика
· Угол поворота тела от 45 до 90 градусов (боковое положение передает сообщение: «Я не имею агрессивных намерений»)
· Угол наклона тела меньше прямого («тупой угол между собеседниками – это провал переговоров»)
· Дистанция – индивидуализированная, с учетом общих закономерностей
| Ø Интимная – 0 – 45 см | Ø | Ø Социальная – 120 – 210 – 36- см | 
| Ø Личная – 45 – 60 – 120 см | Ø | Ø Публичная – 360 – 750…..см | 
· Соотношение уровней в вертикальной плоскости таково, что глаза собеседников находятся на одном уровне
2. Позы
· Открытая, а не закрытая (нескрещенность конечностей, развернутость корпуса и головы, раскрытость ладоней, расслабленность мышц, контакт глаз)
· Асимметричная, а не симметричная
3. Мимика
· Улыбка
· Живое, естественное, изменяющееся выражение лица
4. Взгляд
· Продолжительность контакта глаз 3 – 5 сек.
· Частота контакта – не реже 1 раза в минуту
· Частота моргания - раз в 3-5 сек.
5. Такесика – движения собеседников в пространстве
Не допускаются:
· Ритмические движения
· Движения большой амплитуды
· Резкие движения
· Неритуализированные прикосновения
6. Прикосновения
· Ритуализированные прикосновения допускаются (например, рукопожатия)
· Неритуализированные прикосновения не допускаются
Паралингвистические сигналы при вступлении в контакт
· Отчетливость речи
· Громкость голоса - средняя
· Высота тона – низкая
· Быстрота речи - умеренная
СТИЛИ ПОВЕДЕНИЯ ПРИ СЛУШАНИИ
| Стиль | Характеристика | 
| Нейтральное слушание | Этот стиль поведения имеет целью сбор информации. В чистом виде он реализуется довольно редко, поскольку, слушая собеседника, человек обычно формирует отношение к сказанному и нейтральность слушания быстро исчезает. | 
| Оборонительное слушание | Так чаще всего слушают критику в свой адрес. Малейшая неточность со стороны критикующего - и исходящая от него информация перестает восприниматься слушателем, который тут же формулирует возражения. | 
| Наступательное слушание | Его люди практикуют тогда, когда хотят «срезать» говорящего, проявить свое превосходство, знания, а не понять то, что говорит партнер | 
| Вежливое слушание | В действительности это вовсе не слушание, а просто пауза между собственными высказываниями - ожидание, когда же говорящий замолчит. Часто после такого «слушания» слушатели этого типа не могут вспомнить, о чем же был разговор. | 
| Селективное слушание | Этот вид поведения состоит в том, что слушатель реагирует только на определенные фрагменты речи говорящего, которые его интересуют, например, подтверждают его точку зрения. Такое слушание, конечно, не только неэффективно и опасно: у слушателя может сложиться абсолютно неверное представление о позиции говорящего. | 

 Публичная презентация — это персональное или
опосредованное через СМИ представление проектов, товаров, программ с целью оказать
на слушателей убеждающее воздействие и побудить их к действиям, которые прямо
или косвенно выгодны выступающему или тем, кого он представляет.
Публичная презентация — это персональное или
опосредованное через СМИ представление проектов, товаров, программ с целью оказать
на слушателей убеждающее воздействие и побудить их к действиям, которые прямо
или косвенно выгодны выступающему или тем, кого он представляет.

  
ФОКУСЫ ВНИМАНИЯ
Фокус на построении речи. Основная трудность построения речи в том, что в оперативной памяти человека находится пара-тройка ближайших фраз, готовых к «выдаче», и практически все. Поэтому от презентатора требуется умение говорить и думать одновременно. Такой постоянно организуемый переход из внутреннего плана речи во внешний дается только с опытом и во многом облегчается благодаря предварительной подготовке.
Фокус на аудитории. Презентатору надо видеть поведение аудитории, ее реакцию на его выступление. Вы должны видеть всю аудиторию: в поле зрения не должно быть мертвых зон. Надо уметь «читать» настроение сидящих перед вами людей, стараясь определить их отношение к тому, что вы говорите. Вы должны, как радар, улавливать любые изменения интереса, внимания и настроения аудитории.
Фокус на собственном поведении. Выступающий должен не только видеть свою аудиторию:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.