ЭФФЕКТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
Коммуникационный процесс - обмен информацией между двумя и более людьми.

ПРОЦЕСС КОММУНИКАЦИИ
| 
   Участники/элементы  | 
  
   Этапы  | 
  
   Содержание/факторы влияния  | 
 |
| 
   • Отправитель - лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее. • Сообщение - собственно информация, закодированная с помощью символов. • Канал- средство передачи информации. • Получатель - лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.  | 
  
   
  | 
  
  
   Кодирование  | 
  
   Принятие решения о сообщении Правильный выбор слов Понимание особенностей получателя  | 
 
| 
   Передача  | 
  
   Выбор адекватных средств/канала Передача сообщения Невербальные сигналы  | 
 ||
| 
   Среда  | 
  
   Факторы, отвлекающие внимание Факторы, искажающие сообщение  | 
 ||
| 
   Прием  | 
  
   Восприятие послания Навыки слушания получателя  | 
 ||
| 
   Декодирование  | 
  
   Эмоции по поводу сообщения Понимание особенностей отправителя  | 
 ||
| 
   Обратная связь  | 
  
   Кодирование ответа Начало следующего сообщения  | 
 ||
К коммуникативным шумам относятся:
ХАРАКТЕРИСТИКИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
| 
   Навыки Характеристики  | 
  
   СЛУШАНИЕ  | 
  
   РЕЧЬ  | 
  
   ЧТЕНИЕ  | 
  
   ПИСЬМО  | 
 
| 
   Усвоение  | 
  
   Во-первых  | 
  
   Во-вторых  | 
  
   В-третьих  | 
  
   В-четвертых  | 
 
| 
   Использование  | 
  
   Наибольшее  | 
  
   Следующее по значимости  | 
  
   Предпоследнее по значимости  | 
  
   Последнее по значимости  | 
 
| 
   Все время коммуникации = 100%  | 
  
   45%  | 
  
   30%  | 
  
   16%  | 
  
   9%  | 
 
| 
   Обучение  | 
  
   Последнее по уделяемому вниманию  | 
  
   Предпоследнее по уделяемому вниманию  | 
  
   Следующее по уделяемому вниманию  | 
  
   Важнейшее по уделяемому внимании.  | 
 

![]()  | 
 
Паралингвистические сигналы:
| 
   · взаимное расположение в пространстве  | 
  
  
  | 
 
| 
   · жесты  | 
  
  
  | 
 
| 
   · контакт глаз  | 
  
  
  | 
 
| 
   · прикосновения  | 
  
  
  | 
 
Вербальные сигналы, располагающие к контакту
1. Отчетливое приветствие
2. Обращение к человеку по имени
3. Предложение сесть
Невербальные сигналы, располагающие к контакту
1. Проксемика
· Угол поворота тела от 45 до 90 градусов (боковое положение передает сообщение: «Я не имею агрессивных намерений»)
· Угол наклона тела меньше прямого («тупой угол между собеседниками – это провал переговоров»)
· Дистанция – индивидуализированная, с учетом общих закономерностей
| 
   Ø Интимная – 0 – 45 см  | 
  
   Ø  | 
  
   Ø Социальная – 120 – 210 – 36- см  | 
 
| 
   Ø Личная – 45 – 60 – 120 см  | 
  
   Ø  | 
  
   Ø Публичная – 360 – 750…..см  | 
 
· Соотношение уровней в вертикальной плоскости таково, что глаза собеседников находятся на одном уровне
2. Позы
· Открытая, а не закрытая (нескрещенность конечностей, развернутость корпуса и головы, раскрытость ладоней, расслабленность мышц, контакт глаз)
· Асимметричная, а не симметричная
3. Мимика
· Улыбка
· Живое, естественное, изменяющееся выражение лица
4. Взгляд
· Продолжительность контакта глаз 3 – 5 сек.
· Частота контакта – не реже 1 раза в минуту
· Частота моргания - раз в 3-5 сек.
5. Такесика – движения собеседников в пространстве
Не допускаются:
· Ритмические движения
· Движения большой амплитуды
· Резкие движения
· Неритуализированные прикосновения
6. Прикосновения
· Ритуализированные прикосновения допускаются (например, рукопожатия)
· Неритуализированные прикосновения не допускаются
Паралингвистические сигналы при вступлении в контакт
· Отчетливость речи
· Громкость голоса - средняя
· Высота тона – низкая
· Быстрота речи - умеренная
СТИЛИ ПОВЕДЕНИЯ ПРИ СЛУШАНИИ
| 
   Стиль  | 
  
   Характеристика  | 
 
| 
   Нейтральное слушание  | 
  
   Этот стиль поведения имеет целью сбор информации. В чистом виде он реализуется довольно редко, поскольку, слушая собеседника, человек обычно формирует отношение к сказанному и нейтральность слушания быстро исчезает.  | 
 
| 
   Оборонительное слушание  | 
  
   Так чаще всего слушают критику в свой адрес. Малейшая неточность со стороны критикующего - и исходящая от него информация перестает восприниматься слушателем, который тут же формулирует возражения.  | 
 
| 
   Наступательное слушание  | 
  
   Его люди практикуют тогда, когда хотят «срезать» говорящего, проявить свое превосходство, знания, а не понять то, что говорит партнер  | 
 
| 
   Вежливое слушание  | 
  
   В действительности это вовсе не слушание, а просто пауза между собственными высказываниями - ожидание, когда же говорящий замолчит. Часто после такого «слушания» слушатели этого типа не могут вспомнить, о чем же был разговор.  | 
 
| 
   Селективное слушание  | 
  
   Этот вид поведения состоит в том, что слушатель реагирует только на определенные фрагменты речи говорящего, которые его интересуют, например, подтверждают его точку зрения. Такое слушание, конечно, не только неэффективно и опасно: у слушателя может сложиться абсолютно неверное представление о позиции говорящего.  | 
 

Публичная презентация — это персональное или
опосредованное через СМИ представление проектов, товаров, программ с целью оказать
на слушателей убеждающее воздействие и побудить их к действиям, которые прямо
или косвенно выгодны выступающему или тем, кого он представляет.

  
ФОКУСЫ ВНИМАНИЯ
Фокус на построении речи. Основная трудность построения речи в том, что в оперативной памяти человека находится пара-тройка ближайших фраз, готовых к «выдаче», и практически все. Поэтому от презентатора требуется умение говорить и думать одновременно. Такой постоянно организуемый переход из внутреннего плана речи во внешний дается только с опытом и во многом облегчается благодаря предварительной подготовке.
Фокус на аудитории. Презентатору надо видеть поведение аудитории, ее реакцию на его выступление. Вы должны видеть всю аудиторию: в поле зрения не должно быть мертвых зон. Надо уметь «читать» настроение сидящих перед вами людей, стараясь определить их отношение к тому, что вы говорите. Вы должны, как радар, улавливать любые изменения интереса, внимания и настроения аудитории.
Фокус на собственном поведении. Выступающий должен не только видеть свою аудиторию:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.