ЛЕКЦИИ №№6,7,8.
Основные методы управления. Процесс стратегического планирования. Миссия, цели, анализ стратегических альтернатив. Принятие решений в процессе управления. Роль информации и коммуникации в процессе принятия решений. SWOT-анализ.
Итак, мы уже давали определение менеджменту в начале нашего курса. Сейчас я приведу Вам несколько иное определение менеджмента, которое, впрочем, не меняет сути.
Менеджмент – это воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия.
Управление включает в себя три аспекта:
· «Кто» управляет «кем» (институционный аспект);
· «Как» осуществляется управление и «как» оно влияет на управляемых (функциональный аспект);
· «Чем» осуществляется управление (инструментальный аспект).
В деятельности любого предприятия следует выделить цели и ограничения.
Цель - генеральный императив действий, описывающий будущее состояние или процесс, как объект, желаемый для достижения.
Ограничение – конкурирующая главной цели цель из разряда второстепенных, которая противоречит ей и достижение которой нежелательно.
Цели и ограничения выполняют следующие основные задачи в управлении:
Все выше сказанное проиллюстрировано на рис. 1.
Рис. 1. Сущность менеджмента.
Теперь, когда мы уже знаем, что такое менеджмент, что такое организация, типы различных структур организации и структур управления организациями, остановимся более подробно на содержании самого процесса управления. Но вначале я немного скажу об основных методах управления.
В целом, все методы управления можно разделить на несколько групп:
1. Экономические методы управления. Это система способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов. Основным методом здесь является система заработной платы и премирования.
2. Организационно-распорядительные методы. Это методы, которые носят директивный, обязательный характер. Они основаны на дисциплине, ответственности, власти, принуждении. При организационных методах не указываются конкретные лица и даты исполнения (регламентирование, нормирование), в то время как при распорядительных методах (приказ, распоряжение) указываются конкретные исполнители и сроки исполнения. Организационные методы содержат правила, необходимые к исполнению (положение о предприятии, инструкции, нормы, стандарты и пр.). Распорядительные методы реализуются в виде приказа, постановления, распоряжения и пр.
3. Социально-психологические методы управления. Они тесно связаны с другими методами и выражаются в моральном поощрении, убеждении, внушении, создании благоприятного морального климата в коллективе и т.д.
4. Мотивация исполнителя. Эту группу методов управления мы будем подробно рассматривать на следующей лекции, поэтому сейчас я останавливаться на ней не буду.
Несколько ранее, я уже упоминала о функциях управления, применяемых в технологии менеджмента: планировании, организации, мотивации, контроле и координации. И вот сейчас настало время на некоторых из них остановиться несколько подробнее.
Самой важной функцией управления является планирование. От правильно сформулированных принципов планирования зависит качество управления.
К главным принципам планирования относятся все научные подходы к менеджменту: системный, комплексный, маркетинговый, функциональный, нормативный, производственный, административный, ситуационный и т.д..
К дополнительным принципам планирования можно отнести ранжирование объектов по важности, вариантность плана, согласованность плана с параметрами внешней среды, экономическая обоснованность показателей, обеспечение обратной связи планирования и т.д..
В целом планирование можно разделить на два уровня:
1. Стратегическое
2. Оперативное.
Стратегическое планирование в свою очередь осуществляется
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.