Мотивация. Мотивация как функция управления. Современные теории мотивации. Иерархия потребностей Маслоу (1940 г.)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

МОТИВАЦИЯ

Руководители всегда осознавали, что необходимо побуждать людей работать, выполнять задачи, направленные на достижение целей организации.

Мотивация  как функция управления – это процесс побуждения кого-либо к деятельности, направленной на достижение личных целей и целей организации.

Мотивы, побуждающие человека к активной производственной, творческой работе, многогранны, как многогранен сам человек и общественные отношения, которые оказывают на него воздействие. Побудить к деятельности можно, обогатив идеями, определив величину вознаграждения за труд,  актуализируя потребность в карьерном росте и т.д.

Истинные побуждения, которые заставляют отдавать работе максимум усилий, трудно определить, и они чрезвычайно сложны. Руководитель, овладев современными моделями мотивации, может значительно расширить свои возможности в привлечении работника к выполнению задач, направленных на достижение целей организации.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ

Теории мотивации можно разделить на  два класса: содержательные и процессуальные теории.

Содержательные - основываются на идентификации тех внутренних побуждений (потребностей, которые заставляют людей действовать так, а не иначе).

Процессуальные - основываются на том, положении, что человеческим поведением можно управлять, перестраивая среду или процесс, в котором человек трудится.

Хотя эти теории и расходятся по ряду вопросов, они не являются взаимоисключающими.

Содержательные теории мотивации в первую очередь стараются определить потребности, побуждающие людей к действию. Наибольший вклад  в развитие этих теорий внесли Абрахам Маслоу, Фредерик Герцберг, Дэвид Макклелланд.

Иерархия потребностей Маслоу (1940 г.)

Человек испытывает потребность, когда он ощущает физиологически или психологически недостаток чего- либо. Маслоу полагал, что потребности чел. Можно разделить на 5 основных категорий:

1.Физиологические потребности, являющиеся необходимыми для выживания (потребности в еде, убежище, сексуальные потребности).

2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем. Они включают потребности в защите от физической или психологической опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физические потребности будут удовлетворяться в будущем. Проявлением потребности уверенности в будущем является покупка страхового полиса, поиск надежной работы.

3. Социальные потребности или потребность в причастности, принадлежности к группе.

4. Потребность в уважении, в признании.

5. Потребность самовыражения - потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

Согласно  теории Маслоу:

·  все эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры,  в которой они располагаются в соответствии с приоритетом;

·  поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность иерархической структуры;

·  после того, как потребность будет удовлетворена, ее мотивирующее воздействие прекратится;

·  для того, чтобы следующий, более высокий уровень потребностей начал действовать, не обязательно удовлетворять потребности более низкого уровня полностью;

·  поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации через потребность самовыражения –бесконечен.

Руководителю важно тщательно наблюдать за своими подчиненными, чтобы решить, какие активные потребности движут ими. Поскольку со временем эти потребности меняются, то нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, будет эффективно работать все время.

Перечислим некоторые способы, при помощи которых руководители могут удовлетворить потребности высших уровней у своих подчиненных в ходе трудового процесса.

Удовлетворять  социальные потребности можно:

1. давая сотруднику такую работу, которая позволила бы общаться.

2.обеспечивая им положительную связь с достигнутыми результатами.

3.Высоко оценивая  и поощряя.

4.Привлекая подчиненных к формулировке целей и выработке решений

Похожие материалы

Информация о работе