Основные методы управления. Процесс стратегического планирования. Миссия, цели, анализ стратегических альтернатив

Страницы работы

17 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

ЛЕКЦИИ №№6,7,8.

Основные методы управления. Процесс стратегического планирования. Миссия, цели, анализ стратегических альтернатив. Принятие решений в процессе управления. Роль информации и коммуникации в процессе принятия решений. SWOT-анализ.

Итак, мы уже давали определение менеджменту в начале нашего курса.  Сейчас я приведу Вам несколько иное определение менеджмента, которое, впрочем, не меняет сути.

          Менеджмент – это воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия.

Управление включает в себя три аспекта:

·  «Кто» управляет «кем» (институционный аспект);

·  «Как» осуществляется управление и «как» оно влияет на управляемых (функциональный аспект);

·  «Чем» осуществляется управление (инструментальный аспект).

В деятельности любого предприятия следует выделить цели и ограничения.

Цель  - генеральный императив действий, описывающий будущее состояние или процесс, как объект, желаемый для достижения.

Ограничение – конкурирующая главной цели цель из разряда второстепенных, которая противоречит ей и достижение которой нежелательно.

Цели и ограничения выполняют следующие основные задачи в управлении:

  • сопоставление существующего состояния с желаемым («где мы» и «куда идем»?)
  • руководящие требования к действиям («что надо сделать»?)
  • критерии принятия решений («какой путь лучший»?)
  • инструменты контроля («куда мы в действительности пришли и что из этого следует»?).

Все выше сказанное проиллюстрировано на рис. 1.


Рис. 1. Сущность менеджмента.

Теперь, когда мы уже знаем, что такое менеджмент, что такое организация, типы различных структур организации  и структур управления организациями, остановимся более подробно на содержании самого процесса управления. Но вначале я немного скажу об основных методах управления.

В целом, все методы управления можно разделить на несколько групп:

1.  Экономические методы управления. Это система способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов. Основным методом здесь является система заработной платы и премирования.

2.  Организационно-распорядительные методы. Это методы, которые носят директивный, обязательный характер. Они основаны на дисциплине, ответственности, власти, принуждении. При организационных методах не указываются  конкретные лица и даты исполнения (регламентирование, нормирование), в то время как при распорядительных методах (приказ, распоряжение) указываются конкретные исполнители и сроки исполнения. Организационные методы содержат правила, необходимые к исполнению (положение о предприятии, инструкции, нормы, стандарты и пр.). Распорядительные методы реализуются в  виде приказа, постановления, распоряжения и пр.

3.  Социально-психологические методы управления. Они тесно связаны с другими методами и выражаются в моральном поощрении,  убеждении, внушении, создании благоприятного морального климата в коллективе и т.д.

4.  Мотивация исполнителя. Эту группу методов управления мы будем подробно рассматривать на следующей лекции, поэтому сейчас я останавливаться на ней не буду.

Несколько ранее, я уже упоминала о функциях управления, применяемых в технологии менеджмента: планировании, организации, мотивации, контроле и координации.  И вот сейчас настало время на некоторых из них  остановиться несколько подробнее.

Самой важной функцией управления является планирование. От правильно сформулированных принципов планирования зависит качество управления.

К главным принципам планирования относятся все научные подходы к менеджменту: системный, комплексный, маркетинговый, функциональный, нормативный, производственный, административный, ситуационный и т.д..

К дополнительным принципам планирования можно отнести ранжирование объектов по важности, вариантность плана, согласованность плана с параметрами внешней среды, экономическая обоснованность показателей, обеспечение обратной связи планирования и т.д..

В целом планирование можно разделить на два уровня:

1.  Стратегическое

2.  Оперативное.

Стратегическое планирование в свою очередь осуществляется

Похожие материалы

Информация о работе