Понятие научного метода. Метод и методология.
1. Понятие метода и методологии.
2. Классификация методов.
1. Конечный результат любой, в том числе и научной, деятельности зависит не только от того, кто действует (субъект) и на что она направлена (объект), но и от того, как она совершается, какие способы, приемы, средства при этом применяются, т.е. метод. Метод (греч.: “methodas”) в самом широком смысле слова – это “путь к чему-либо”, способ деятельности субъекта.
Под научным методом принято понимать систему приемов и регулятивных принципов, руководящую научным познанием и обеспечивающую получение научного знания. Понятие “методология” имеет два основных значения: 1) система определенных способов и приемов, применяемых в какой-либо сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.); 2) учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии. Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он дисциплинирует поиск истины и позволяет двигаться к цели кратчайшим путем.
Описать единый научный метод как унифицированную совокупность достаточно определенных предписаний невозможно. Тем не менее, в эпоху становления современной науки, в Новое время такие попытки предпринимались. Так, Ф. Бэкон считал науку регистрацией фактов, восхождением от единичных данных к существенным генерализациям. Он сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте. Новым “органоном” (орудием) познания, обеспечивающим человеку господство над природой, он считал индукцию (восхождение от частного к общему), требующую исходить из эмпирического анализа, наблюдения и эксперимента, чтобы познать причины и законы объективного мира.
Для Р. Декарта наука – это, прежде всего, обобщенноматематический метод мышления, умение оперировать отчетливыми идеями. “Точные и простые” правила декартовского метода рациональной дедукции позволяют отличить, по его мнению, ложное от истинного. Данные упрощенные концептуальные программы были позже названы эмпиризмом и рационализмом.
Развитие научного познания показало, что критерии научного метода не предшествуют научной деятельности, то есть не задаются ей как бы априорно, а вырабатываются внутри самой научной деятельности. Характерной чертой современной науки является не только научная рефлексия, но и интенсивное развитие внутринаучной рефлексии. Суть её заключается в том, что в рамках конкретных научных направлений происходит осмысление и изучение методов и форм научного познания. В самой науке все более выделяются два взаимосвязанных направления: исследование свойств объектов (традиционное направление) и исследование способов и форм научного познания[1]. В современном понимании научного метода акцент переносится с поиска его универсальных координат, как это было ещё до XX века, на его конкретное звено, то есть ту конкретную научную теорию, в контексте которой непосредственно рождаются её методы. Фундаментальная теория как бы “сжимается в метод”. В свою очередь “метод расширяется в систему”, то есть используется для дальнейшего развития, углубления и расширения теоретического знания, его объективации в практике.
Теория и метод взаимопереходят друг в друга, взаимопревращаются. Теория трансформируется в метод благодаря разработке, формулированию вытекающих из нее принципов, правил, приемов. Нередко говорят, что “научный метод – это теория в действии”. Основные различия теории и метода состоят в следующем: а) теория – это результат предыдущей деятельности, а метод – это исходный пункт и предпосылка последующей деятельности; б) главные функции теории – объяснение и предсказание (с целью отыскания истины, законов, причины и т.п.), а метода – регуляция и ориентация деятельности; в) теория
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.