Изучение изменения стиля мышления людей, развития науки после второй глобальной научной революции

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Введение

Главной причиной, по которой была выбрана эта тема, стал интерес к изучению изменения стиля мышления людей, развития науки после второй глобальной научной революции. Чем обусловлен такой скачок в науке? Какие обстоятельства тому предшествовали? И, наконец, как можно объяснить все с научной точки зрения.

Этот период характеризовался:

Во-первых, формированием нового состояния естествознания -  дисциплинарно - организованной науки (при этом в условиях дифференциации естествознания и быстрого развития естественных наук прежняя механистическая картина мира все больше утрачивала свой общенаучный статус);

Во-вторых, переходом от метафизической концепции мира к диалектической (с соответствующей заменой в научном познании метафизической методологии на диалектическую);

В- третьих, «вымыванием» из естествознания прежних натурфилософских представлений (последние заменялись новыми представлениями).

Процесс диалектизации естествознания, происходивший в период второй глобальной научной революции, создал естественно- научные основания для появления принципиально новой философской – диалектико –материалистической- картины мира в последние десятилетия XIX века.[ В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. Философия для технических вузов;стр.258-259)

Рассматривая диалектическую и метафизическую картины мира обособленно или же вместе, необходимо непосредственно изучить такое понятие, как картина мира.

Отметим, что для человека всегда было важным изучить окружающий мир, свою роль в нем. Особенно уместно здесь высказывание всемирно известного ученого А. Эйнштейна.

«Человек, - писал он, - стремится каким-то адекватным способом создать себе простую и ясную картину мира для того, чтобы оторваться от мира ощущений, чтобы в известной степени попытаться заменить этот мир созданной таким образом картиной. Этим занимается художник, поэт, теоретизирующий философ и естествоиспытатель, каждый по-своему. На эту картину и ее оформление человек переносит центр тяжести своей духовной жизни, чтобы в ней обрести покой и уверенность, которые он не может найти в слишком тесном головокружительном круговороте собственной жизни».

Таким образом, картина мира представляет собой систему общих представлений о мире, вырабатываемых на соответствующих стадиях исторического развития научного познания.

Наряду с естественно-научной картиной мира, существует и философская. Она представляет собой систему наиболее общих философских понятий (категорий), принципов, концепций, дающую на определенном историческом этапе  представление о мире в целом.[ 1.В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. Философия для технических-стр. 251.]

Теперь, непосредственно, перейдем к таким философским представлениям о мире, как диалектическая и метафизическая картины мира. Рассмотрим их подробно.

                                     Диалектика

Использование диалектики проходит почти через всю историю философии. Само это слово впервые применил Сократ, обозначивший им искусство вести спор, диалог, направленный на обсуждение проблемы с целью достижения истины путем противоборства мнений. Будучи тесно связанной с противоречиями познания, она нацелена, с одной стороны, на устранение формально-логических противоречий, а с другой стороны, на раскрытие, сохранение и демонстрацию противоречий сложных реально противоречивых систем.

У Сократа метод раскрытия противоречий назывался «майевтикой» (раскрытие противоречий во взглядах вело к истине, к ее рождению). В более сложной форме в философии мыслителя русского зарубежья XX столетия С. Л. Франка он именовался «принципом антиномистического монодуализма». Но за все многие столетия использования принципа диалектической противоречивости (а он применялся и в духовной сфере, в спорах и в раскрытии противоречивой сути общественного и природного бытия), — везде за словом «диалектика» скрывались противоположные стороны, их столкновения и единство.

По своей внутренней структуре диалектика как метод состоит из ряда принципов, назначение которых — вести познание к развертыванию противоречий развития.

Суть диалектики — именно в наличии противоречий развития, в движении к этим противоречиям.[ П.В. Алексеев, А.В. Панин Философия: Учебник.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. –277с]

Данный метод познания мира предполагает собой изучение объектов, явлений окружающего нас мира. При этом учитывается взаимосвязь сопутствующих факторов, совместное развитие и различные процессы изменений.

Само понятие «диалектика» родилось в древнегреческой философии, где с развитием античной демократии стало высоко цениться умение полемизировать, убеждать, обосновывать свою точку зрения. Под диалектикой понимали искусство спора, умение находить противоречие в мнении собеседника, плодотворно развивать обсуждаемую тему, искусство классификации понятий, разделение вещей на роды и виды. Аристотель считает изобретателем диалектики Зенона. В своих знаменитых апорях («Дихотомия», «Ахиллес», «Стрела») Зенон

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
78 Kb
Скачали:
0