Динамика науки. К.Поппер о динамике научного знания. Концепция научных революций Т.Куна

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Динамика науки.

1.  К.Поппер о динамике научного знания.

2.  Концепция научных революций Т.Куна.

1. Важнейшей характеристикой знания является его динамика, то есть рост, изменение, развитие. Эта идея была высказана уже в античности. В частности, в диалектике Сократа. Гегель сформулировал её в положении о том, что "истина есть процесс", а не "готовый результат". Особенно активно проблему развития знания разрабатывали, начиная с 60-х. гг. ХХ века сторонники постпозитивизма - Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Стивен Тулмин, Пол Фейерабенд - течения, пришедшего на смену логическому позитивизму, рассматривавшему знание с точки зрения анализа его структуры и формальных соотношений внутри "готового", "устоявшегося" знания, то есть как статичную структуру.

В своей главной работе "Логика и рост научного знания" К.Поппер выдвигает на первый план изменения научного знания, которые не есть кумулятивный (накопительный) процесс и не простое коллекционирование наблюдений и эмпирических фактов, а процесс устранения ошибок, ниспровержения теорий, их замена лучшими, более удовлетворительными научными теориями, своеобразный "естественный отбор". По мнению Поппера, наука - это вообще не что иное как "непрерывная революция". Именно он ввёл в оборот сам термин "рост научного знания", выражающий сущность науки (науки нет без движения вперёд). Он сравнивает устойчивость науки с устойчивостью движущегося велосипеда. Хотя в целом философ продолжал консервативный нормативистский подход к рассмотрению науки, полагая, что она нормативно детерминирована. Главной движущей силой развития науки Поппер считал имманентно присущие ей внутренние цели, средства и закономерности. 

Наука рассматривается как саморазвивающаяся система, содержание которой не зависит от социокультурных условий её бытия, от развития социума и его подсистем (экономики, техники, политики, философии, религии и т.д.).  Согласно онтологической доктрине Поппера, существуют три самостоятельных типа реальности, которые не находятся в причинной зависимости друг от друга. Это физический мир, психический мир и мир знания. Будучи созданным человеком, мир знания стал независимой объективной реальностью, все изменения в которой полностью предопределены её внутренними возможностями и предшествующим состоянием. Поппер, конечно, не отрицал влияние на динамику науки различных социальных условий (среды), например, степени востребованности обществом научных знаний как средства решения насущных проблем, влияния вненаучных форм знания и т.п., но считал эти условия чисто внешними, не затрагивающими само содержание научного знания. По сути, теоретические изменения есть либо результат познавательного (когнитивного) процесса, либо перекомбинация уже имеющихся идей (несущественные идеи становятся существенными, объясняемые становятся объясняющими и наоборот).

Всё возможное содержание знания уже предзадано определённым

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Программы для учёбы
Размер файла:
96 Kb
Скачали:
0