Наука о закономерностях возникновения, формирования и развития психики и сознания человека. Методы психологии: Б.Г. Ананьев

Страницы работы

Содержание работы

Психология – наука о закономерностях возникновения, формирования и развития психики и сознания человека.

«Психо» – душа

«Логос» – знание

Ввел термин Х. Вольф

Предмет : психика и сознание.

1878-79 г – В.Вундт, открытие первой психологической лаборатории.

Объект:

1.  Бессознательное (подсознание): форма отражения реальности, источники которой не осознаются человеком (сны, навыки)

2.  Личность – индивид в совокупности своих социально-психологических особенностей

3.  Поведение – совокупность всех внешних проявлений псих. деятельности (речь, почерк, походка)

4.  Деятельность – совокупность всех действий человека (внутри. действия)

Методы психологии: Б.Г. Ананьев

1.  Организационные – (планирование, исследование)

- сравнительный

- лантюдный (во времени) класс 1 год на разных промежутках времени

- комплексный

2. эмпирические (опыт) само исследование:

- наблюдение (фиксация любых проявлений поведения человека)

- эксперимент (вмешивается в деятельность испытуемого для создания условий изучения псих.явлений)

Моделирование (создание знаковой имитации психики и ситуаций) просчит. ситуации вперед

- психодиагностический (тесты)

3. статистические (количество, результаты исследований)

4. интерпретационные (объяснительные) качественно описываем

Психика (душа) – внутренний мир человека, который отражает реальность, регулирует деятельность и поведение, а также адаптирует человека в окружающем мире.

Функции:

Отражение реальности, регулирование деятельности и поведения, адаптирование

Структура:

1.  Психологические процессы – динамическое отражение реальности

- познавательные

- эмоциональные

- волевые (регулир. поведение)

2.  Псих.состояние – сложившийся в данное время устойчивый уровень психологической деятельности, проявляется всё активн.-пассивн-ти (сон – пассив, игра – актив, сон - бодрствование)

- функциональное состояние организма

- собственно-психическое (утомление, работоспособность, агрессия, стресс)

- фрустрация – неудовлетворенные потребности

3.  Псих. свойства личности – колич-кач.уровень псих деятельности, который проявляется в ее эффективности или неэффективности

- темперамент (врожденное свойство)

- характер (приобретенное свойство)

- способности (50/50)

4.  Псих. образование – опыт в течении жизни (знания, привычки)

Сознание – высшая форма психики, продукт общ. Исторического развития, формирующийся в обществе при помощи речи

Элементы сознания

1.  Знание о мире (псих процессы)

2.  Переживания (отношение и знание эмоц. И псих. сознание)

3.  Воля(псих свойства)

4.  Смысл (опыт псих. образов.)

Виды сознания

1.  Индивидуальные

2.  Групповое

3.  Общественное

Поведение – совокупность внешних проявлений

1.  Безусловно-рефлекторные (инстинкты)

2.  Условно-рефлекторные (навыки)

3.  Интеллектуальные (способность решать ситуации) (высшие животные, птицы – «интеллект животных»)

Деятельность – действия человека

Элементы:

- цель (что)

- мотив (для чего)

- средства (действия) каким образом

1 внешние

- моторные

2 внутренние

- с..сорные

- мыслительные

- волевые

- ….

- аналитические

- результат (что)

Виды деятельности

1.  Общение – вид деятельности, позволяющий человеку устанавливать ЭМОЦ.КОНТАКТЫ с другими людьми

2.  Игра – позволяет усваивать структуру человеческих отношений (с 3до 7 лет)

3.  Учение – усваивание знание, умений, навыков

4.  Труд, по созданию материальных и духовных благ для общества

Психология личности

Индивид – человек, как бисоциальное существо, (с гр. неделимый)

Личность – индивид в совокупности соц-психологических особенностей

Субъект деятельности – индивид в совокупности соц.-псих. и профессиональных особенностей

Индивидуальность – индивид в совокупности физио -…, соц-псих и профес. Особенностей с точки зрения своей неповторимости

Индивидуальность = и+л+сд

Структура личности по К.К. Платонову

1.  Направленность (формируется в обществе)

- потребности

- мотивы

- мировоззрения личности

2.  Опыт (соц-биолог структура, в течении жизни)

- знание

- умения

- навыки

- привычки ( на бессознательном уровне)

3.  Формы отражения: - все психич. Процессы

(биосоц. структура)

4.  Конституционные свойства

Личность

75% - социальная

25% - врожденная

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
34 Kb
Скачали:
0