Пусть
- количество
изделий вида А,
- количество
изделий вида В,
которые планируется изготовить.
Тогда прибыль, полученная от реализации выпущенной продукции равна:
Z=
.
Переменные
,
должны
удовлетворять ограничениям, накладываемым на расход имеющихся в распоряжении
предприятия ресурсов оборудования.
На
изготовление одного изделия вида А затрачивается
1
(станко-час) на фрезерном оборудовании, тогда на х1
изделий понадобится станко-час.
На изготовление одного изделия вида В затрачивается
2 станко-час
на фрезерном оборудовании, тогда на х2
изделий понадобится
станко-час.
Поскольку в распоряжении предприятия фрезерного рабочего
времени имеется не более 18 станко-час.,
то получим первое ограничение
.
Рассуждая
аналогично и просматривая вторую строку таблицы, получим ограничение по
рабочему времени токарного оборудования .
Рассуждая
аналогично и просматривая третью строку таблицы, получим ограничение по
рабочему времени шлифовального оборудования .
Учтем, что выпуск изделий не может быть отрицательным, получим систему ограничений:
,
,
Математическая модель задачи имеет вид
,
,
Найдем
графическим способом максимум функции .
Перейдем к системе равенств:
,
,
,
Строим в прямоугольной декартовой системе координат прямые.
1. .
Эта прямая проходит через точки:
х1 |
18 |
0 |
х2 |
0 |
9 |
2. проходит
через точку (0; 7) параллельно оси
Ох1.
3. . Эта прямая
проходит через точки:
х1 |
15 |
0 |
х2 |
0 |
9 |
Каждая из этих прямых разбивает плоскость на две полуплоскости. Только одна из полуплоскостей является решением соответствующего неравенства. Пересечение решений неравенств является решением системы – многоугольником решений.
Возьмем точку (1; 1) и подставим в каждое неравенство системы.
1. верно.
Значит точка (1; 1)
принадлежит той части плоскости, которая является решением неравенства
.
2. решением неравенства является
часть плоскости расположенная ниже прямой
.
3. верно.
Значит точка (1; 1)
принадлежит той части плоскости, которая является решением неравенства
.
Заштриховав соответствующие области, получим многоугольник решений ОАВС.
Строим вектор с началом в
точке (0; 0)
и концом в точке (4;
6).
Перпендикулярно вектору
через
начало координат проводим линию уровня
.
Параллельным переносом передвигаем прямую в
направлении вектора
до
последней точки допустимой области, которую линия уровня пересекает при этом
движении (линия
).
Получим точку С, которая является максимумом.
В
точке С пересеклись две прямые: и
. Решим
систему уравнений этих прямых.
,
,
;
,
Получили С (15; 0)
Подставляя координаты точки С в уравнение функции цели, получим:
Zmах=Z(15;
0)=
Решим задачу симплекс методом.
Задачу
необходимо привести к канонической форме, т. е. необходимо перейти от
ограничений – неравенств к равенствам. Для этого введем дополнительные
(балансовые) неотрицательные переменные: ,
,
.
Поскольку
все
ограничения имеют знак «»,
то переменные
,
,
берем со
знаком «+».
,
,
,
Переменные
,
,
- означают
возможные остатки ресурсов.
В
качестве опорного плана выберем план при котором выпуск
продукции не производится и все сырье остается неиспользованным, т. е. Х=(0;
18; 7;
45).
Составим симплекс таблицу.
Базис |
план |
|
|
|
|
|
симплексы |
|
18 |
1 |
2 |
1 |
0 |
0 |
9 |
|
7 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
7 |
|
45 |
3 |
5 |
0 |
0 |
1 |
9 |
|
0 |
-4 |
-6 |
0 |
0 |
0 |
В
последней оценочной строке есть отрицательные элементы, поэтому нужно делать
шаг симплекс метода. Наибольший по модулю отрицательный элемент (-6)
последней строки показывает, что в новый базис следует ввести переменную .Т. е.
столбец
является
разрешающим. Находим симплекс – отношения: делим элементы столбца «План» на
положительные элементы разрешающего столбца и заносим их в последний столбец
таблицы «Симплексы». Выбираем наименьшее среди полученных чисел. Это число
7 стоит во второй строке
и соответствует переменной
,
эту переменную нужно вывести из базиса. Т. е. строка
является
разрешающей. Заполним новую таблицу
Базис |
план |
|
|
|
|
|
симплексы |
|
4 |
1 |
0 |
1 |
-2 |
0 |
4 |
|
7 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
- |
|
10 |
3 |
0 |
0 |
-5 |
1 |
|
|
42 |
-4 |
0 |
0 |
6 |
0 |
В последней оценочной строке есть отрицательные элементы, поэтому
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.