. (16)
где r – радиус вращения точки А, м;
. (17)
Все точки тележки, в том числе и центры колес, имеют переносную скорость, равную V. Тележка движется по рельсам, и перемещение ее вдоль продольной оси со скоростью Vосуществляется за счет качения колес. Вторая составляющая абсолютной скорости – относительная скорость – по своему направлению не совпадает с плоскостью круга катания. А это означает, что движение колеса в этом направлении осуществляется за счет проскальзывания.
Таким образом, абсолютную скорость каждого колеса можно представить как векторную сумму скорости качения и скорости скольжения во вращательном движении вокруг точки Ω, называемой полюсом вращения. Качение колес не сопровождается заметным сопротивлением, в то время как проскальзывание колес по рельсам во вращательном движении тележки вокруг полюса Ωсопровождается действием сил трения Fтр в опорных точках колес, препятствующих проскальзыванию.
Задача о силах, действующих на тележку при движении в кривой, рассматривается с рядом упрощений. Так, коэффициенты трения под всеми колесами приняты одинаковыми и постоянными; учитывается только горизонтальная составляющая силы трения, определяемая вертикальной нагрузкой на колесо.
Направления и величины внешних сил, приложенных к тележке, определяют ее положение относительно рельсов. При невысоких скоростях и соответственно небольших значениях силы С действие момента сил трения может заставить тележку двигаться по кривой в положении наибольшего перекоса, т.е. задняя колесная пара касается гребнем колеса головки рельса внутренней нити. Полюс Ω максимально удален от центра тележки; полюсное расстояние хснп, м рассчитывается по формуле
, (18)
где Δ – суммарный зазор для колесной пары в кривой заданного радиуса, мм. Для ρ ≤ 299 м, Δ = 34 мм;
2α – база тележки, м; 2α = 2,4 м.
м.
С ростом скорости (и величин сил С и У1) тележка будет стремиться к хордовой установке, т. е. задняя колесная пара, пройдя через промежуточные положения, при определенной скорости прижмется гребнем к наружному рельсу.
В этом случае полюс Ω окажется точно посередине экипажа, а полюсное расстояние хс = 0.
При промежуточной установке тележки (0 < хс <xснп) ее равновесие под действием рассмотренной системы сил выражается двумя уравнениями, а именно: уравнением суммы проекций всех сил на поперечную ось ∑У = 0 и уравнением моментов относительно полюса ∑МΩ = 0:
У1 – C– 2 f Пст cosα1 ± 2 f Пст cosα2 = 0. (19)
У1x1 – Cxc– 2 f Пст ± 2 f Пст = 0. (20)
где У1– направляющее усилие первой по ходу колесной пары, кН;
С – расчетное значение центробежной силы для массы электропоезда, приходящейся на тележку, кН;
f = 0,25 – коэффициент трения между колесом и рельсом;
ПCTcosα – проекция силы трения на ось У;
x1x2 – расстояния от полюса поворота до осей колесных пар, м;
f Пст – момент силы трения относительно полюса поворота, кН; считается положительным при направлении по ходу часовой стрелки;
s = 0,8 м – половина расчетного расстояния между кругами катания колес.
При упоре задней колесной пары в рельсы система сил дополняется направляющей силой У2. Чаще всего при движении в кривой тележка занимает промежуточное положение.
Два уравнения ∑У = 0 и ∑МΩ = 0 содержат три неизвестных: направляющее усилие У1, центробежную силу С и в неявном виде абсциссу полюса вращения хС.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.