Предмет и развитие менеджмента как науки. Развитие науки об управлении как смена различных школ. Процессный, системный и ситуационный подходы к управлению

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Министерство образования Российской Федерации

Дальневосточная государственная академия

экономики и управления

Основы общего менеджмента

Учебно-практическое пособие

для студентов заочной формы обучения

с применением дистанционной технологии

Владивосток

Издательство ДВГАЭУ

2002

УДК 334.012.23

Б 20     В.А. Основы общего менеджмента: Учебно-практическое пособие для студентов заочной формы обучения с применением дистанционной технологии. – Владивосток: Изд-во ДВГАЭУ, 2002. – 72 с.

Учебно-практическое пособие включает краткий курс лекций, контрольные тесты по темам и практические экзаменационные задания для студентов, сдающих экзамен без выезда в академию.

Пособие предназначено для студентов специальностей “Экономика и управление на предприятии”, “Бухгалтерский учет, анализ и аудит”, “Финансы и кредит”, избравших заочную форму обучения с применением дистанционной технологии.

Печатается по решению Учебно-методического совета ДВГАЭУ

Рецензенты: заслуженный экономист РФ, проф. В.И.Таланцев;

канд. экон. наук Л.Н.Чижов

ISBN 5-93362-172-2                                                                          Ó В.А., 2002 г.

Ó Изд-во ДВГАЭУ, 2002 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. 4

Тема 1. Предмет и развитие менеджмента как науки. 5

       1. Понятие управления. Наука об управлении. 5

       2. Развитие науки об управлении как смена различных школ. 7

       3. Процессный, системный и ситуационный подходы к управлению.. 9

Контрольные тесты по теме 1. 11

Тема 2. Внутренняя среда и внешнее окружение организации. 13

       1. Внутренняя среда организации. 13

       2. Внешняя среда в бизнесе. 17

Контрольные тесты по теме 2. 21

Тема 3. Коммуникации. 23

       1. Понятие и виды коммуникаций. 23

       2. Основные элементы и этапы процесса коммуникаций. 24

       3. Барьеры на пути межличностных коммуникаций. 25

       4. Проблемы при обмене документированной информацией. 27

Контрольные тесты по теме 3. 30

Тема 4. Принятие решений. 32

       1. Общая характеристика и виды решений. 32

       2. Процедура принятия обоснованных решений. 34

       3. Условия, влияющие на принятие решений. 35

       4. Использование моделей при принятии решений. 36

Контрольные тесты по теме 4. 38

Тема 5. Основы планирования и контроля. 40

       1. Прогнозирование как предпосылка стратегического планирования. 40

       2. Стратегическое планирование и средства его реализации. 41

       3. Контроль. 44

Контрольные тесты по теме 5. 47

Тема 6. Построение организации. 49

       1. Делегирование задач, полномочий и ответственности. 49

       2. Бюрократическая организационная структура. 50

       3. Департаментализация. 51

       4. Адаптивные структуры.. 52

Тонтрольные тесты по теме 6. 54

Тема 7. Мотивация. 56

       1. Эволюция понятия “мотивация”. 56

       2. Содержательные теории мотивации. 58

       3. Процессуальные теории мотивации. 60

Контрольные тесты по теме 7. 62

Тема 8. Групповая динамика. 64

       1. Формирование неформальных групп и их характеристики. 64

       2. Управление неформальными группами. 65

Контрольные тесты по теме 8. 67

Практические  экзаменационные  задания. 69

Список литературы. 70

Введение

Курс “Менеджмент” для студентов экономических специальностей вузов является общепрофилирующей дисциплиной, несущей важную нагрузку по организационно-управленческой подготовке будущих специалистов. К сожалению, с учебной литературой по данному курсу дело обстоит не лучшим образом. Появившиеся в последние годы на книжном рынке в большом количестве учебники и учебные пособия отечественных авторов имеют ряд серьезных недостатков, затрудняющих их использование в учебном процессе. Главной объективной причиной этих недостатков является слишком малый опыт рыночного хозяйствования в России, на который трудно опереться при подготовке учебной литературы, в полной мере отражающей мировое наследие науки об управлении и пригодной для использования в российских условиях. Не намного лучше и положение с переводной литературой. Пожалуй, единственным настоящим учебником является великолепная во всех отношениях книга американских авторов М.Х.Мескона, М.Альберта и Ф.Хедоури “Основы менеджмента”, изданная несколько раз большими тиражами. Но она слишком велика по объему, что вызывает у студентов определенные затруднения при работе с нею. Кроме того, книга (как и любая зарубежная литература по менеджменту) не во всем соответствует особенностям современного состояния и ближайшим перспективам развития российской экономики, что вполне объяснимо, учитывая, на каком материале, и для какого читателя она писалась.

Всеми этими обстоятельствами и вызвано появление настоящего учебного пособия, в котором предельно сжато и по возможности популярно изложены основополагающие вопросы общей части менеджмента, приложимой к условиям деятельности любой организации. Соответственно выбрано и название учебного пособия – “Основы общего менеджмента”. Пособие базируется на двух источниках: упоминавшемся выше учебнике М.Мескона и коллег и собственном опыте автора, много лет занимавшегося преподаванием и научными исследованиями по соответствующей проблематике.

Тема 1

Предмет и развитие менеджмента как науки

1. Понятие управления. Наука об управлении

Основной ячейкой экономики является предприятие (объединение, фирма и т.п.). Оно структурно обособлено от других хозяйствующих субъектов и, действуя в рамках существующих законов, является, как правило, совершенно самостоятельным в выборе направлений и проведении своей хозяйственной деятельности. Предприятия занимаются производством, транспортными перевозками, оптовой и розничной торговлей, банковской деятельностью, страхованием, туристским бизнесом и т.д. и т.п. Общее название предприятий и объединений (так же, как и различных учреждений, не занимающихся коммерческой деятельностью и финансируемых из государственного бюджета) – “организация”. Этот термин и будет по преимуществу использоваться в дальнейшем.

Под организацией понимается группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Речь в данном случае идет об организациях, называемых формальными или официальными. Существуют также неформальные организации, т.е. группы людей внутри формальной организации, которые возникают спонтанно и члены которых поддерживают между собой неслужебные отношения.

Любая формальная организация состоит из двух составных частей. Наиболее наглядно это может быть рассмотрено на примере производственной системы (объединения, предприятия или его цеха), включающей в себя две подсистемы или системы более низкого порядка: непосредственно производственную и управляющую (рис. 1.1).

 

Управляющая подсистема

Производственная (управляемая) подсистема

Рис. 1.1. Подсистемы организации

Производственная подсистема охватывает коллективы рабочих, которые

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
777 Kb
Скачали:
0