Понятие и сущность менеджмента. Школы менеджмента: школа научного управления, административная, школа человеческих отношений, школа количественного подхода

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ВОПРОС 1 Понятие и сущность менеджмента. Школы менеджмента: школа научного управления, административная, школа человеческих отношений, школа количественного подхода.

Понятие и сущность менеджмента

При переходе российской экономики на рыночные механизмы хозяйствования наряду с термином "управление" стал активно применяться термин "менеджмент", который используется как синоним управления предприятием. Существует около 200 определений менеджмента.

Менеджмент - это особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для которой характерны:

рыночные механизмы развития экономики, предполагающие наличие конкуренции, свободы предпринимательства и принятия хозяйственных решений, миграционные механизмы при движении капитала, рабочей силы, свободного ценообразования, что, в свою очередь, приводит к необходимости гибкости и адаптации в поведении фирмы на рынке, что невозможно без:

·  ориентации на человеческий фактор,

·  высокого профессионализма,

·  творчества менеджера

Менеджмент—  система программно-целевого управления, перспективного и текущего планирования, организации производства и реализации продукции при эффективном использовании и координации ресурсов (производительных, финансовых и человеческих) для достижения целей с максимальной эффективностью. Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности предприятия (фирмы) путем рациональной организации производственного или торгового процесса, включая управление производством (коммерцией) и развитие технологической базы.

Менеджмент включает следующие взаимосвязанные действия:

организация и управление (производством и коллективом);

постановка и корректировка задач;

разработка этапов работы;

принятие решений;

налаживание коммуникаций (методов и форм передачи информации);

регулирование процессов;

сбор и обработка информации;

анализ информации , подведение итогов работы.

Цели менеджмента:

получение (увеличение) прибыли;

повышение эффективности хозяйствования;

удовлетворение потребностей рынка;           решение социальных вопросов.

Задачи менеджмента:

организация производства конкурентоспособных товаров;

совершенствование производственного процесса;

внедрение новейших наукоемких технологий;

повышение качества продукции;

снижение затрат на производство.

Основные функции менеджмента — организация и управление производством продукции.

Менеджмент предполагает наличие в качестве субъекта деятельности специалиста – менеджера, профессионала по организации и управлению производством, сбытом и сервисом, обладающий административно-хозяйственной самостоятельностью. Менеджер может быть собственником и наемным работником И в качестве объекта – хозяйственную деятельность фирмы в целом или какую-то ее часть. Под хозяйственной деятельностью понимается деятельность фирмы в любой отрасли экономики, в любой сфере деятельности (производство, сбыт, финансы), если эта деятельность направлена на получение прибыли. Важная задача управления - организовать работу других людей, при этом высшей формой искусственного управления является такая организация, при которой у объекта управления создается ощущение, что ни кто им не управляет.

Школы менеджмента

В первой половине двадцатого века получили развитие четыре четко различаемые школы управленческой мысли. Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке: школа научного управления, административная шкала, школа человеческих отношений и школа науки управления (или количественная школа).

·  административная школа. М. Вебер создал классическую теорию бюрократии, ввел понятия "власти" и "авторитета";

·  школа человеческих отношений (1930-е гг.). Э. Мэйо и его единомышленники в качестве основного фактора производительности рассматривали человеческий фактор, подчеркивая важность не только личностных характеристик индивида, но и взаимоотношений в группе (групповая динамика). Позднее (1950-е) на базе этой школы была создана школа поведенческих наук (А. Маслоу, Мак-Грегор и др.), основной вклад которой состоял в разработке и обосновании мо-тивационных теорий;

·  количественный подход к принятию управленческих решений опирается на инженерные науки, математику, статистику и позволяет использовать количественные модели, методы и критерии оценки при принятии управленческих решений.

1.Школа  научного управления. Основоположник - Ф. Тейлор,  направление также связано с работами Фрейми, Лилии Гилбрет и Генри Гагата. Все эти создатели школы научного управлений полагали, что используя

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
158 Kb
Скачали:
0