ВОПРОС 1 Понятие и сущность менеджмента. Школы менеджмента: школа научного управления, административная, школа человеческих отношений, школа количественного подхода.
Понятие и сущность менеджмента
При переходе российской экономики на рыночные механизмы хозяйствования наряду с термином "управление" стал активно применяться термин "менеджмент", который используется как синоним управления предприятием. Существует около 200 определений менеджмента.
Менеджмент - это особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для которой характерны:
рыночные механизмы развития экономики, предполагающие наличие конкуренции, свободы предпринимательства и принятия хозяйственных решений, миграционные механизмы при движении капитала, рабочей силы, свободного ценообразования, что, в свою очередь, приводит к необходимости гибкости и адаптации в поведении фирмы на рынке, что невозможно без:
· ориентации на человеческий фактор,
· высокого профессионализма,
· творчества менеджера
Менеджмент— система программно-целевого управления, перспективного и текущего планирования, организации производства и реализации продукции при эффективном использовании и координации ресурсов (производительных, финансовых и человеческих) для достижения целей с максимальной эффективностью. Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности предприятия (фирмы) путем рациональной организации производственного или торгового процесса, включая управление производством (коммерцией) и развитие технологической базы.
Менеджмент включает следующие взаимосвязанные действия:
организация и управление (производством и коллективом);
постановка и корректировка задач;
разработка этапов работы;
принятие решений;
налаживание коммуникаций (методов и форм передачи информации);
регулирование процессов;
сбор и обработка информации;
анализ информации , подведение итогов работы.
Цели менеджмента:
получение (увеличение) прибыли;
повышение эффективности хозяйствования;
удовлетворение потребностей рынка; решение социальных вопросов.
Задачи менеджмента:
организация производства конкурентоспособных товаров;
совершенствование производственного процесса;
внедрение новейших наукоемких технологий;
повышение качества продукции;
снижение затрат на производство.
Основные функции менеджмента — организация и управление производством продукции.
Менеджмент предполагает наличие в качестве субъекта деятельности специалиста – менеджера, профессионала по организации и управлению производством, сбытом и сервисом, обладающий административно-хозяйственной самостоятельностью. Менеджер может быть собственником и наемным работником И в качестве объекта – хозяйственную деятельность фирмы в целом или какую-то ее часть. Под хозяйственной деятельностью понимается деятельность фирмы в любой отрасли экономики, в любой сфере деятельности (производство, сбыт, финансы), если эта деятельность направлена на получение прибыли. Важная задача управления - организовать работу других людей, при этом высшей формой искусственного управления является такая организация, при которой у объекта управления создается ощущение, что ни кто им не управляет.
Школы менеджмента
В первой половине двадцатого века получили развитие четыре четко различаемые школы управленческой мысли. Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке: школа научного управления, административная шкала, школа человеческих отношений и школа науки управления (или количественная школа).
· административная школа. М. Вебер создал классическую теорию бюрократии, ввел понятия "власти" и "авторитета";
· школа человеческих отношений (1930-е гг.). Э. Мэйо и его единомышленники в качестве основного фактора производительности рассматривали человеческий фактор, подчеркивая важность не только личностных характеристик индивида, но и взаимоотношений в группе (групповая динамика). Позднее (1950-е) на базе этой школы была создана школа поведенческих наук (А. Маслоу, Мак-Грегор и др.), основной вклад которой состоял в разработке и обосновании мо-тивационных теорий;
· количественный подход к принятию управленческих решений опирается на инженерные науки, математику, статистику и позволяет использовать количественные модели, методы и критерии оценки при принятии управленческих решений.
1.Школа научного управления. Основоположник - Ф. Тейлор, направление также связано с работами Фрейми, Лилии Гилбрет и Генри Гагата. Все эти создатели школы научного управлений полагали, что используя
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.