МЕНЕДЖМЕНТ
1. Содержание понятия менеджмента
Менеджмент - из английского языка, означает управление. Управление (процесс управления) - организация воздействий, направленных на достижение целей. Менеджмент - сфера человеческой деятельности и соответствующая область знаний, включающая в себя в качестве обязательного элемента управление людьми, социальными организациями или структурами. Как наука М. Появилась 100 лет назад, а в начале века Ф.Тейлор сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих:
научный подход к выполнению каждого элемента работы;
научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;
кооперация с рабочими;
разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.
Школы М.: 1) школа научного управления (рационалистическая школа) 1885-1920 - Тейлор, Гилберт, Гаитт. Основной принцип, главная идея - рационализация труда в трудовом производстве плюс материальная заинтересованность рабочих ведут к повышению производительности труда; Ф.Тейлор – хронометраж (проведения повторяющихся наблюдений с использованием секундомера), данные подвергались анализу с целью выявления ненужных или неэкономичных действий и движений , для корректировки труд. процесса, подбирали соответств. работников и обучали новому процессу так разрабатывались трудовые нормы. За выполнение нормы - оговоренную плату, за перевып. премию, за невыполнение штраф. Система была жесткой, требовавшей очень высокой напряженности труда. Итог – забастовки. Это явилось одной из причин появления новых теорий менеджмента.
2) административная (поведенческая) школа - 1920-50 г.г. - А.Файоль, Урвик, Вебер. Файоль предложил формализованное описание работы управляющих в организациях, выделив характерные для них виды деятельности или функции: планирование, организация, руководство, координацию и контроль. Им были сформулированы принципы менеджмента, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций менеджмента. Основная идея - существуют “универсальные” принципы управления, применение которых гарантирует успех в любой организации;
3) школа человеческих отношений (1930-50г.г.) Мейо, Фоллетт, Маслоу - для эффективного достижения целей организации необходимо и достаточно наладить межличностные отношения между работниками;
У Тейлора, человека заставляет трудиться необходимость удовлетворения своих природных потребностей (в пище, одежде, жилище и др.), поскольку источником, покрывающим затраты на удовлетворение этих потребностей, является плата за труд. А школа человеческих отношений базируется на положениях о том, что работнику одной зарплаты как средства мотивации мало, ему необходимы, кроме того, человеческое отношение со стороны руководства и возможность общаться в процессе работы с другими людьми.
4) количественная школа (1950-настоящее время) - американские ученые К.Черчмен, Р.Акофф и Е.Арнофф. Школа базируется на последних достижениях прикладной математики и характеризуется:· углубленным пониманием сложных управленческих проблем на основе разработки и применения моделей;· развитием количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.
2. Факторы внутренней среды организации. Цели, структура, задачи.
Для любой организации, независимо от профиля и масштабов ее деятельности, принято выделять пять групп внутренних факторов: цели, структуру, задачи, технологию и людей, их нельзя рассматривать как независимые переменные.
Под целью - желаемый конечный результат деятельности организации. Цель устанавливается руководителем организации и должна быть известна широкому кругу ее работников, что обеспечивает их осмысленное отношение к своим должностным обязанностям. Цели устанавливаются на определенные промежутки времени ( долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели). Последовательность установления этих целей такова: сначала вырабатываются долгосрочные цели, затем на основе их детализации - среднесрочные и, наконец, краткосрочные. Структурные подразделения имеют свои цели, более детального и частного характера. Цели подразделений должны быть целиком подчинены целям организации.
структуру - определяет взаимоподчиненность подразделений и отдельных исполнителей. Выделяются два основных направления разделения труда управленческого персонала: вертикальное и горизонтальное. Вертикальное представляет собой разделение функций между руководителями разных уровней. Горизонтальное понимается как размежевание сфер деятельности между исполнителями различного профиля.Структура конкретной организации формируется на основе выбора
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.