Менеджмент. Содержание понятия менеджмента. Разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими

Страницы работы

10 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

МЕНЕДЖМЕНТ

1. Содержание понятия менеджмента

Менеджмент - из английского языка, означает управление. Управление (процесс управления) - организация воздействий, направленных на достижение целей. Менеджмент - сфера человеческой деятельности и соответствующая область знаний, включающая в себя в качестве обязательного элемента управление людьми, социальными организациями или структурами. Как наука М. Появилась 100 лет назад, а в начале века Ф.Тейлор сформулировал  четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих:

  научный подход к выполнению каждого элемента работы;

 научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;

 кооперация с рабочими;

 разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.

Школы М.: 1) школа научного управления (рационалистическая школа) 1885-1920 - Тейлор, Гилберт, Гаитт. Основной принцип, главная идея - рационализация труда в трудовом производстве плюс материальная заинтересованность рабочих ведут к повышению производительности труда; Ф.Тейлор – хронометраж (проведения повторяющихся наблюдений с использованием секундомера), данные подвергались анализу с целью выявления ненужных или неэкономичных действий и движений , для корректировки труд. процесса, подбирали соответств. работников и обучали новому  процессу так разрабатывались трудовые нормы. За выполнение нормы - оговоренную плату, за перевып. премию, за невыполнение штраф. Система была жесткой, требовавшей очень высокой напряженности труда. Итог –  забастовки. Это явилось одной из причин появления новых теорий менеджмента.

2) административная (поведенческая) школа - 1920-50 г.г. - А.Файоль, Урвик, Вебер. Файоль предложил формализованное описание работы управляющих в организациях, выделив характерные для них виды деятельности или функции: планирование, организация, руководство, координацию и контроль. Им были сформулированы принципы менеджмента, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций менеджмента. Основная идея - существуют “универсальные” принципы управления, применение которых гарантирует успех в любой организации;

3) школа человеческих отношений (1930-50г.г.) Мейо, Фоллетт, Маслоу - для эффективного достижения целей организации необходимо и достаточно наладить межличностные отношения между работниками;

У Тейлора, человека заставляет трудиться необходимость удовлетворения своих природных потребностей (в пище, одежде, жилище и др.), поскольку источником, покрывающим затраты на удовлетворение этих потребностей, является плата за труд. А школа человеческих отношений базируется на положениях о том, что работнику одной зарплаты как средства мотивации мало, ему необходимы, кроме того, человеческое отношение со стороны руководства и возможность общаться в процессе работы с другими людьми.

4) количественная школа (1950-настоящее время) - американские ученые К.Черчмен, Р.Акофф и Е.Арнофф. Школа базируется на последних достижениях прикладной математики и характеризуется:· углубленным пониманием сложных управленческих проблем на основе разработки и применения моделей;· развитием количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.

2. Факторы внутренней среды организации. Цели, структура, задачи.

Для любой организации, независимо от профиля и масштабов ее деятельности, принято выделять пять групп внутренних факторов: цели, структуру, задачи, технологию и людей, их нельзя рассматривать как независимые переменные.

Под целью - желаемый конечный результат деятельности организации. Цель устанавливается руководителем организации и должна быть известна широкому кругу ее работников, что обеспечивает их осмысленное отношение к своим должностным обязанностям. Цели устанавливаются на определенные промежутки времени ( долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели). Последовательность установления этих целей такова: сначала вырабатываются долгосрочные цели, затем на основе их детализации - среднесрочные и, наконец, краткосрочные. Структурные подразделения имеют свои цели, более детального и частного характера. Цели подразделений должны быть целиком подчинены целям организации.

структуру - определяет взаимоподчиненность подразделений и отдельных исполнителей. Выделяются два основных направления разделения труда управленческого персонала: вертикальное и горизонтальное. Вертикальное представляет собой разделение функций между руководителями разных уровней. Горизонтальное понимается как размежевание сфер деятельности между исполнителями различного профиля.Структура конкретной организации формируется на основе выбора

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
47 Kb
Скачали:
0