С. Е. Гончаров, начальник службы
вагонного хозяйства Октябрьской ж.д.
«Организация Пункта подготовки полувагонов под погрузку на ПТО Санкт-Петербург Сортировочный Московский – как пилотный проект концепции развития направления Кузбасс – Северо-Запад»
Постоянное совершенствование единого перевозочного процесса, согласно принятых в ОАО «РЖД» концепций, определяет основные направления в развитии структуры эксплуатационного вагонного хозяйства, неотъемлемой частью которой является система технического обслуживания и ремонта вагонов на пунктах технического обслуживания.
Позиция Октябрьской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» в сфере качественной организации услуг по перевозкам грузов основывается на оптимальном сочетании инвестиций в инфраструктуру и подвижной состав, потому как эффективность перевозок базируется прежде всего на повышении производительности подвижного состава.
Статистика компании по работе с самым востребованным подвижным составом – полувагоном, показывает, что ежемесячно под погрузку угля на Западно-Сибирскую ж.д. со всех регионов страны поступает 1400-1500 маршрутов из порожних полувагонов, при этом около 20% (17-20 тыс. полувагонов) отцепляется для повторной подготовки их под погрузку или текущего ремонта. Доля Октябрьской дороги в этой работе – среднемесячное отправление порожних поездов в количестве 140-160 маршрутов, при этом около 2 тыс. полувагонов отцепляется для подготовки на ППВ станции Входная.
Именно поэтому, исходя из требований перспективного развития эксплуатационного направления движения грузовых поездов «Кузбасс – Северо-Запад» уже в 2002 году на дороге было принято решение о разработке проектных решений по строительству укрупненного цеха текущего ремонта вагонов с участком подготовки полувагонов под перевозки в нечетной системе станции Санкт-Петербург Сортировочный Московский, одобренное департаментом вагонного хозяйства ОАО «РЖД» и утвержденное руководством компании.
В целях реализации данного проекта на дороге были определены основные задачи совершенствования эксплуатационной деятельности вагонного хозяйства:
- повышение производительности грузового вагона, через качественный ремонт и подготовку под перевозки;
- увеличение маршрутной скорости;
- снижение себестоимости технического обслуживания;
- увеличение протяженности гарантийных участков следования грузовых поездов путем оптимизации технологии работы пунктов технического обслуживания вагонов.
Планируемый рост объёмов подготовки вагонов под перевозки требует реорганизации ремонтных участков с внедрением передовых технологий, основанных на использовании механизированных ремонтных комплексов, усовершенствованных вагоноремонтных машин, современных систем управления и контроля.
Решение по организации пункта подготовки вагонов на ПТО Санкт-Петербург Сортировочный Московский связано еще и с тем, что в Санкт-Петербургском железнодорожном узле имеется целый ряд станций массовой выгрузки полувагонов. После выгрузки порожние полувагоны как правило требуют дополнительной подготовки к перевозкам.
В подгорочном парке № 3 нечётной системы станции Санкт-Петербург Сортировочный Московский завершается строительство самого крупного на дороге нового участка текущего ремонта и подготовки полувагонов под перевозки, освоение средств по которому с начала реализации проекта составило 440 млн.руб. Ввод в эксплуатацию данного участка позволит повысить производительность труда, качество текущего ремонта и подготовки вагонов, а следовательно и безопасность движения поездов. Подготовленные вагоны на данном ППВ, составляющие основу эстафетных поездов, будут обеспечивать максимальную погрузку на угольных разрезах Кузбасского бассейна, а следовательно и ускоренный оборот вагона.
Для накопления неисправных вагонов по объёмам и видам ремонтных работ в сортировочном парке № 3 выделены 29-й и 1-й пути.
Подготовка вагонов к перевозкам производится на двух открытых специализированных путях, вместимостью каждого по 18 условных единиц подвижного состава. На 5-ом пути установлены две вагоноремонтные машины (ВРМ) «КУЗБАСС». Текущий отцепочный ремонт тяжелого объема (требующий подъёмки вагонов) производится в крытом ангаре, где на 2-ом пути также установлена ВРМ, а на 3-ем пути используются передвижные домкратные установки, для испытания тормоза на вагоне предусмотрена усовершенствованная система «СИТОВ-ТОР». Также текущий ремонт предусмотрен и на открытой площадке 2-го и 3-го путей, где имеются домкратные установки и козловой кран. Для полной механизации всего процесса текущего ремонта и подготовки вагонов на данных участках используются передвижные механизированные комплексы на базе промышленных погрузчиков ПУМ-800 и МКСМ с навесными сменяемыми модулями. Вся технологическая цепочка работы с полувагонами на станции Санкт-Петербург Сортировочный Московский смыкается в современной автоматизированной системе управления (АСУ ПТО-ППВ), которая предусматривает в себе обобщение показаний приборов безопасности и средств диагностики (КТСМ-02, САКМА, комплекс по измерению геометрических параметров колесных пар) для планирования предстоящих объемов работы, формирования заявок на необходимое количество запасных частей, материалов для ремонта и подготовки вагонов (АСУ «Базовый стеллаж»), а также анализа эксплуатационной деятельности подразделения с определением качества выполненных работ.
Отдельно хотелось бы отметить внедряемую систему контроля проследования эстафетных грузовых поездов из порожних полувагонов, подготовленных на станции Санкт-Петербург Сортировочный Московский назначением станции погрузки Западно-Сибирской ж.д. Работа этой системы в рамках АСУ ПТО-ППВ основана на анализе отцепок вагонов в ремонт или подготовку на станциях назначения и определения ответственности исполнителя в случае не качественного ремонта или подготовки. Здесь вступает в силу взаимный обмен информацией между Октябрьской и Западно-Сибирской ж.д. На первом этапе реализации этой технологии в прозрачном режиме становится работа ПТО Санкт-Петербург Сортировочный Московский Октябрьской ж.д. и ПТО Входная Западно-Сибирской ж.д. На втором этапе информация должна быть доступна и непосредственно с погрузочных станций.
В конечном итоге, реализация данного проекта и запуск пункта текущего ремонта и подготовки вагонов под перевозки на полную мощность позволит достичь следующих результатов:
- увеличение формирования маршрутов из порожних полувагонов назначением станции Кузбасского региона до 4 составов в сутки;
- увеличение протяженности гарантийного участка следования порожних грузовых поездов до 1500 км;
- снижение себестоимости подготовки одного вагона в объеме ТР-1 до 0,36 тыс.руб.;
- снижение времени простоя одного вагона под подготовкой до 3,0 час.;
- снижение стоимости одного часа простоя вагона под подготовкой до 8,23 руб./час.;
- повышение производительности труда на 4,5 %;
- ежегодный экономический эффект до 36,0 млн.руб.
В заключение хочется отметить, что решение задач поставленных руководством компании, в эксплуатационном вагонном комплексе Октябрьской ж.д. решается за счет внедрения прогрессивных систем управления и совершенствования технологий технического обслуживания подвижного состава, а также комплексного развития всех элементов инфраструктуры, сбалансированность их мощностей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.