Конспект лекций
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ
Л 23ч п 25ч
(Ауд 331)
экзамен
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
1. Понятие информационных технологий.
Технология: техно – с греч. искусство, мастерство, умение; логия – наука.
Задача технологии как науки – выявление закономерностей с целью использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов.
В любой технологии можно выделить 4 компонента:
а) предмет (с чем работать, что перерабатывать);
б) орудие производства (чем производить);
в) способ и метод обработки (как обрабатывать);
г) описание способов производства (рецепты).
Информационная технология – это совокупность методов и устройств, используемых людьми для обработки информации
Специфика информационных технологий:
Предмет: информация (данные);
Орудие производства: программные и аппаратные средства вычислительной техники;
Способ и метод обработки: алгоритмы;
Описание способов производства: графическое отображение информационных технологических процессов, инструменты оператора.
2. Развитие информационных технологий.
1948г. появление первого компьютера (ЭНИАК) в США
1951г. появление первого компьютера в России (Малая электронная советская машина (МЭСМ))
Этапы:
1-й этап (с начала 60-х гг. 20 века). Централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров. АСУ (автоматизированные системы управления) предприятий. Решались бухгалтерские задачи. Основным критерием оценки эффективности создаваемых информационных систем была разница между затраченными на разработку и сэкономленными в результате внедрения средства.
Основной проблемой на этом этапе была психологическая – трудное взаимодействие пользователей, для которых создавались информационные системы, и разработчиков.
«Внедрение ЭВМ».
Реализация принципа: получение информации «в одном месте и сейчас».
2-й этап (с середины 80-х гг.). Связан с появлением персональных компьютеров (только на рабочем месте). Изменился подход к созданию информационных систем – ориентация на индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений. Появились автоматизированные рабочие места (АРМ). Пользователь стал, заинтересован в проводимой разработке. Налаживается контакт с разработчиком. Возникает взаимопонимание пользователей и разработчиков.
На этом этапе используются как централизованная обработка данных, так и децентрализованная – работа с локальными базами данных на рабочем месте пользователя.
Реализация принципа «в одном месте и в любое время».
3-й этап (с начала 90-х гг.). Связан с пониманием стратегических преимуществ в информатизированном бизнесе. Информационные технологии имеют своей целью не просто помощь управленцу, а создание высокоэффективного производства.
Применяемые информационные технологии должны помочь компании выстоять в конкурентной борьбе и получить преимущество.
Реализация принципа «в любом месте и в любое время».
3. Информационные технологии, изменяющие правила работы компаний.
Прежнее правило |
Новое правило |
Технология |
Информация может появиться в одном месте, в одно время |
Информация может появиться и быть востребованной в любом месте, в любое время – когда это необходимо |
Распределенные базы и хранилища данных, поисковые системы |
Сложную работу по оценке ситуаций могут выполнять только эксперты |
Работу эксперта может выполнять специалист общего профиля |
Экспертные системы |
Для поиска, хранения и передачи информации требуются специально оборудованные помещения |
Специалисты могут посылать и получать информацию из того места, где они находятся |
Интернет/Интранет-технологии, оптоволоконные и спутниковые системы связи |
Для того чтобы найти некую сущность, нужно знать, где она находится |
Сущности сами говорят вам, где они находятся |
Системы поиска |
Сверстанные планы не пересматриваются или пересматриваются под давлением только форс-мажора |
Планы пересматриваются и корректируются оперативно, по мере необходимости и адекватно требованиям потребителя |
Экспертные системы, системы гибкого планирования и управления рисками |
ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ (ИС).
1. Информационная система в общем виде.
2. Жизненный цикл ИС.
3. Модель жизненного цикла ИС.
1
В истории вычислительной техники выделяют две основных области ее использования:
а) для выполнения сложных численных расчетов;
б) для хранения и обработки больших объемов информации.
Вторая область применения привела к созданию информационных систем (ИС).
Предметная область – это часть реального мира сведения, о которой хранятся в ИС.
Каждая информационная система решает задачи, в какой то, конкретной области человеческой деятельности.
Любая информационная система содержит 4 компонента:
- информационное обеспечение;
- программное обеспечение;
- техническое обеспечение: всевозможные вводы и вывода информации, локальная сеть;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.