Возможности использования качественных методов для исследования аудитории общероссийского телевизионного канала

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Вариант I.

Ситуационное задание 1. Сравните возможности использования качественных методов (наблюдение, анализ писем, документов, анализ звонков редакцию, встречи с представителями аудитории, фокус-группы) для исследования аудитории общероссийского телевизионного канала, молодежной радиостанции, периодического издания (газета или журнал). Обобщите свое мнение.

По мнению автора данной работы, все качественные методы исследования, предложенные в ситуационном задании, в той или иной мере могут быть применимы для исследования (аудитории общероссийского телевизионного канала, молодежной радиостанции, периодического издания (газета или журнал), поскольку все эти организации рассчитаны на широкую аудиторию и имеют различные источники информации. Например, общероссийский телевизионный канал может проводить встречи с аудиторией в лице представителей общественных организаций, деятелей культуры и т.д., мнение которых учитывается при трансляции телепрограмм, в то же время, в адрес телеканала могут поступать письма, например, от зрителей или из других организаций, деятельность которых связана с телевидением или другими средствами массовой информации, телеканал сам может направлять письма в другие организации. В современной мире у всех телевизионных каналов есть свои сайты в Интернете, которые они регулярно обновляют, добавляя тексты, фото и видеоматериалы. Получается виртуальный видеожурнал, который полностью или частично дублирует телевидение и имеет координаты для связи с редакторами и модераторами, следовательно, звонки в редакцию такого видеожурнала тоже являются важным источников сбора и анализа социологической информации. Фокус группы также могут организовываться, например, в конференц-залах телеканала, где есть видеооборудование, предназначенное для отдаленного наблюдения социологов и руководства телеканала за ходом работы фокус-группы. Вопросы для обсуждения могут быть самыми разнообразными (от особенностей транслирования и качества рекламы до показа конкретных фильмов или передач в единицу времени, их тематики, культурного влияния и т.д.). Если расставить приоритеты в качественных методах исследования общероссийского телевизионного канала, то, по мнению автора, наиболее результативными и быстрыми по времени будут: встречи с представителями аудитории (в них можно задействовать ученых, политиков, деятелей культуры и т.д.) – в общем, многосторонне рассмотреть конкретную тему – предмет социологического исследования и узнать мнение самых разных специалистов по обсуждаемому вопросу; анализ звонков (писем) в редакцию видеожурнала Интернет сайта, комментариев к статьям, видеосюжетам, таким образом, можно в краткие сроки почерпнуть ценную информацию об отношении населения к работе телевизионного канала (даже степень активности размещения комментариев продемонстрирует заинтересованность или индифферентность по отношению к данному телевизионному каналу).

Остальные методы качественного исследования по отношению к телевизионному каналу, по мнению автора, играют второстепенную роль, хотя их применение, в зависимости от темы социологического исследования, может выйти на первый план, например, если нужно проанализировать степень открытости и обмена информацией с другими телеканалами (здесь важно исследовать документооборот, в том числе обеспечение авторского права, соглашения с другими организациями и т.д.).

При проведении социологического исследования молодежная радиостанция, вероятнее всего, должна, в первую очередь, ориентироваться на анализ звонков на радиостанцию, выявление пожеланий слушателей, заинтересованности в основных информационных материалах данного вида СМИ, современных тенденций в жизни молодежи, их ценностных ориентиров и т.д. Также к социологическому исследованию могут быть привлечены представители целеустремленной молодежи, добившиеся больших успехов благодаря активной жизненной позиции, с их участием можно организовать фокус-группу в прямом эфире на какую-либо актуальную для молодого поколения тему, автор считает, что подобный обмен мнениями, выработка общей позиции и ценных советов радиослушателям будут полезны не только для социологического исследования, но и для населения.

При проведении социологического исследования относительно деятельности периодического издания (газеты или журнала) целесообразно провести анализ писем, звонков в редакцию, комментариев на официальном сайте периодического издания (если он есть) и т.д. Эти источники, могут открыть много полезной информации для учета в работе, сбора статистических данных и выработки рекомендаций. Можно также организовать фокус-группу для обсуждения, например, основных рубрик или статей издания, целесообразности увеличения объема информации или каких-то технических моментов.

Подводя итог вышесказанному, следует заметить, что у общероссийского телевизионного канала может быть результативно задействовано больше качественных методов социологического исследования по сравнению с молодежной радиостанцией, у последней, в свою очередь, возможностей больше, чем у периодического издания (газеты или журнала). Тем не менее, при должной изобретательности и оригинальности социологического исследования можно задействовать все необходимые для получения информации качественные методы.  

Ситуационное задание 2. Известно, что своевременная и точная информация, переданная средствами массовой коммуникации, является главным способом подавления слухов. Приведите 5-7 примеров из общественной или личной жизни (PR-деятельность, антикризисные мероприятия и т.д.), которые подтверждают или опровергают данный тезис. Сформулируйте свой вывод.

Пример 1.

13 марта 2010 года грузинская телекомпании «Имеди» в вечернем выпуске «Хроники» показала видеосюжет о том, как Россия якобы напала на Грузию, в материале, который транслировался по всей стране были показаны кадры надвигающихся танков, сообщалось, что бомбы сброшены на Гори, Сенаки, Тбилисский авиазавод... Лидер Южной Осетии Эдуард Кокойты будто бы был тяжело ранен, а его дальнейшая судьба неизвестна, поскольку его захватили «российские оккупанты» и перевезли во Владикавказ. Что касается правительства и президента Грузии, населению с самого начала сообщили, что все правительственные структуры эвакуированы, а местонахождение самого Михаила Саакашвили никому не известно. По всему выпуску лейтмотивом проходила информация о создании частью грузинской оппозиции так называемого «народного правительства». Были названы и члены этого правительства: Нино Бурджанадзе, Зураб Ногайдели, Коба Давиташвили, Звиад Дзидзигури, Каха Кукава... А Ираклий Аласания и его соратники якобы отказались от сотрудничества с «правительством предателей». И его фотография на экране была перечеркнута красным крестом.

Во время передачи транслировались комментарии Дмитрия Медведева

Похожие материалы

Информация о работе