Вариант I.
Ситуационное задание 1. Сравните возможности использования качественных методов (наблюдение, анализ писем, документов, анализ звонков редакцию, встречи с представителями аудитории, фокус-группы) для исследования аудитории общероссийского телевизионного канала, молодежной радиостанции, периодического издания (газета или журнал). Обобщите свое мнение.
По мнению автора данной работы, все качественные методы исследования, предложенные в ситуационном задании, в той или иной мере могут быть применимы для исследования (аудитории общероссийского телевизионного канала, молодежной радиостанции, периодического издания (газета или журнал), поскольку все эти организации рассчитаны на широкую аудиторию и имеют различные источники информации. Например, общероссийский телевизионный канал может проводить встречи с аудиторией в лице представителей общественных организаций, деятелей культуры и т.д., мнение которых учитывается при трансляции телепрограмм, в то же время, в адрес телеканала могут поступать письма, например, от зрителей или из других организаций, деятельность которых связана с телевидением или другими средствами массовой информации, телеканал сам может направлять письма в другие организации. В современной мире у всех телевизионных каналов есть свои сайты в Интернете, которые они регулярно обновляют, добавляя тексты, фото и видеоматериалы. Получается виртуальный видеожурнал, который полностью или частично дублирует телевидение и имеет координаты для связи с редакторами и модераторами, следовательно, звонки в редакцию такого видеожурнала тоже являются важным источников сбора и анализа социологической информации. Фокус группы также могут организовываться, например, в конференц-залах телеканала, где есть видеооборудование, предназначенное для отдаленного наблюдения социологов и руководства телеканала за ходом работы фокус-группы. Вопросы для обсуждения могут быть самыми разнообразными (от особенностей транслирования и качества рекламы до показа конкретных фильмов или передач в единицу времени, их тематики, культурного влияния и т.д.). Если расставить приоритеты в качественных методах исследования общероссийского телевизионного канала, то, по мнению автора, наиболее результативными и быстрыми по времени будут: встречи с представителями аудитории (в них можно задействовать ученых, политиков, деятелей культуры и т.д.) – в общем, многосторонне рассмотреть конкретную тему – предмет социологического исследования и узнать мнение самых разных специалистов по обсуждаемому вопросу; анализ звонков (писем) в редакцию видеожурнала Интернет сайта, комментариев к статьям, видеосюжетам, таким образом, можно в краткие сроки почерпнуть ценную информацию об отношении населения к работе телевизионного канала (даже степень активности размещения комментариев продемонстрирует заинтересованность или индифферентность по отношению к данному телевизионному каналу).
Остальные методы качественного исследования по отношению к телевизионному каналу, по мнению автора, играют второстепенную роль, хотя их применение, в зависимости от темы социологического исследования, может выйти на первый план, например, если нужно проанализировать степень открытости и обмена информацией с другими телеканалами (здесь важно исследовать документооборот, в том числе обеспечение авторского права, соглашения с другими организациями и т.д.).
При проведении социологического исследования молодежная радиостанция, вероятнее всего, должна, в первую очередь, ориентироваться на анализ звонков на радиостанцию, выявление пожеланий слушателей, заинтересованности в основных информационных материалах данного вида СМИ, современных тенденций в жизни молодежи, их ценностных ориентиров и т.д. Также к социологическому исследованию могут быть привлечены представители целеустремленной молодежи, добившиеся больших успехов благодаря активной жизненной позиции, с их участием можно организовать фокус-группу в прямом эфире на какую-либо актуальную для молодого поколения тему, автор считает, что подобный обмен мнениями, выработка общей позиции и ценных советов радиослушателям будут полезны не только для социологического исследования, но и для населения.
При проведении социологического исследования относительно деятельности периодического издания (газеты или журнала) целесообразно провести анализ писем, звонков в редакцию, комментариев на официальном сайте периодического издания (если он есть) и т.д. Эти источники, могут открыть много полезной информации для учета в работе, сбора статистических данных и выработки рекомендаций. Можно также организовать фокус-группу для обсуждения, например, основных рубрик или статей издания, целесообразности увеличения объема информации или каких-то технических моментов.
Подводя итог вышесказанному, следует заметить, что у общероссийского телевизионного канала может быть результативно задействовано больше качественных методов социологического исследования по сравнению с молодежной радиостанцией, у последней, в свою очередь, возможностей больше, чем у периодического издания (газеты или журнала). Тем не менее, при должной изобретательности и оригинальности социологического исследования можно задействовать все необходимые для получения информации качественные методы.
Ситуационное задание 2. Известно, что своевременная и точная информация, переданная средствами массовой коммуникации, является главным способом подавления слухов. Приведите 5-7 примеров из общественной или личной жизни (PR-деятельность, антикризисные мероприятия и т.д.), которые подтверждают или опровергают данный тезис. Сформулируйте свой вывод.
Пример 1.
13 марта 2010 года грузинская телекомпании «Имеди» в вечернем выпуске «Хроники» показала видеосюжет о том, как Россия якобы напала на Грузию, в материале, который транслировался по всей стране были показаны кадры надвигающихся танков, сообщалось, что бомбы сброшены на Гори, Сенаки, Тбилисский авиазавод... Лидер Южной Осетии Эдуард Кокойты будто бы был тяжело ранен, а его дальнейшая судьба неизвестна, поскольку его захватили «российские оккупанты» и перевезли во Владикавказ. Что касается правительства и президента Грузии, населению с самого начала сообщили, что все правительственные структуры эвакуированы, а местонахождение самого Михаила Саакашвили никому не известно. По всему выпуску лейтмотивом проходила информация о создании частью грузинской оппозиции так называемого «народного правительства». Были названы и члены этого правительства: Нино Бурджанадзе, Зураб Ногайдели, Коба Давиташвили, Звиад Дзидзигури, Каха Кукава... А Ираклий Аласания и его соратники якобы отказались от сотрудничества с «правительством предателей». И его фотография на экране была перечеркнута красным крестом.
Во время передачи транслировались комментарии Дмитрия Медведева
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.